Главная / 8 класс / Рабочая тетрадь по биологии 8 класс Маш Драгомилов / §2. Общий обзор строения организма человека

§2. Общий обзор строения организма человека

2) Прочитайте § 1 «Науки об изучении человека», заполните таблицу.

 

Методы

Анатомии Физиологии Гигиены

Вскрытие, изучение с помощью рентгена

УЗИ, моделирования работы внутренних органов и др

Эксперемент, исследования с помощью специальных приборов, наблюдение Клинические, физиологические, лабораторные внедрения гигиенческих знаний в массы

 

* Рассмотрите в учебнике репродукцию картины Рембрандта «Урок анатомии доктора Тюлпа» (рис. 1) и в графе «Функции» опишите работу мышц предплечья.

 

Строение.
Мышцы расположены на ладонной стороне предплечья, имеют лентовидную форму. Одним концом они прикреплены к костям предплечья, другим – к костям пальцев.
Функции.
Сокращаясь, мышцы и кости приводят часть тела в движение

 

3) Прочитайте статью «Структура тела. Место человека в живой природе» (§ 2). Определите соотношения частей тела.

 

1) Измерьте и сравните длину уха (5 см) и носа (6 см); длину предплечья (22 см) и ступни (23 см).

2) Измерьте окружность колена (35 см). Действительно ли окружность колена соответствует размеру окружности шеи? 

Окружность шеи равна окружности колена.(35. Да) 

3) Растните брюки в разведенных в сторону руках. Убедиетсь, верно ли утверждение, что если это удается и брюки е провисют, то их размер вам подходит.

 

4) Рассмотрите рисунок «Внутренние органы человека» на первом форзаце учебника.

1) Найдите грудобрюшную преграду, органы грудной и брюшной полостей. Выпишите названия этих органов и поставьте номера, заполнив таблицу.

 

Органы грудной полости Органы брюшной полости

3. трахея

4. аорта

5. легкие

6. сердце

15. легочная артерия

8. желудок

9. тонкая кишка

10. толстая кишка

11. мочеточники

12. мочевой пузырь

13. желчный пузырь

14. печень

 

2) Заполните пропуски в тексте.

 

Правое легкое имеет три доли. Печень находится в брюшной полости в правом подреберье, желудок – в брюшной полости. Аппендикс находится в правом паху.

 

5) Вставьте пропущенные слова.

 

В полости черепа находятся большие полушария головного мозга, промежуточный мозг, средний мозг, мозжечок, продолговатый мозг, мост, сосуды головного мозга.

В полости позвоночного канала находится спинной мозг.

В грудной полости находятся сердце, сосуды и нервы, легкие, дыхательные пути.

В брюшной полости находятся желудок, печень, селезенка, кишечник толстый и тонкий, поджелудочная железа, почки, сосуды и нервы.

 

2) Перечислите органы, которые начинаются в грудной полости, а заканчиваются в брюшной.

 

Пищевод, сосуды и нервы.

 

3) Какими костями защищены органы брюшной полости?

 

Позвоночник – сзади, тазовые кости – снизу.

 

4) Сделайте глубокий вдох и выдох и последите за движениями стенки живота. Могла бы его стенка легко двигаться, если бы она имела костную основу?

 

Не смогла бы. Стенка живота не имеет костную основу, а только мышцы пресса. Это обеспечивает нормальный процесс дыхания: вдох и выдох, работу диафрагмы и мышц грудной клетки.

 

5) Посмотрите таблицу «Человек в системе органического мира» (А) и выпишите биологические признаки, позволяющие

 

Выкармливать детенышей молоком: наличие молочных желез и матки;

Сохранять постоянную температуру тела: волосяной покров и подкожная жировая клетчатка;

Поддерживать высокий обмен веществ благодаря особенностям кровеносной системы: сердце четырехкамерное, полностью разделено на 2 предсердия и 2 желудочка, од сердца отходит одна аорта;

Дыхательной системы: легкие альвеолярного типа, воздух в них поступает по трубкам, образующим бронхиальное древо.

 

6) Просмотрите перечень особенностей, позволяющих отнести человека к отряду приматов (табл. 1, Б), и выпишите признаки, позволяющие

 

Хватать предметы: пятипалые конечности, большой палец противопоставлен остальным, пальца на руках и ногах снабжены плоскими ногтями, а не когтями;

Развивать рассудочную деятельность: усложнение переднего отдела головного мозга, в частности больших полушарий.

 

7) Выпишите из табл. 1 (В) морфологические особенности, позволяющие высшим приматам и человеку 

 

Увеличивать быстроту передвижения: короткое туловище и длинные конечности;

Перейти к прямохождению: редукция хвостовых позвонков, уменьшение числа грудных и поясничных позвонков, увеличение числа крестцовых позвонков, сросшихся в крестец.

 

8) Выпишите из табл. 1 (Г) морфологические признаки, позволившие человеку

 

Развить звуковую речь: мозговой отдел черепа больше лицевого, клыки равны резцам, есть подбородочный выступ, к которому прикреплены мышцы, отвечающие за речь, челюстной отдел черепа не выступает вперед;

Приспособиться к трудовой деятельности: грудина сочленена с ключицей, лучевая кость подвижна относительно локтевой, кости ладони подвижны, большой палец противопоставлен остальным;

Освоить прямохождение: прикрепление черепа к позвоночнику почти совпадает с центром тяжести головы, позвоночник имеет S-образную форму, грудная клетка уплощена в спинно-брюшном направлении, кости таза и нижних конечностей массивны, стопа сводчатая, пальца стопы укорочены, большой палец не противопоставлен остальным;

Вести социальный образ жизни: развитие коры больших полушарий головного мозга.