142) Сформулируйте несколько вопросов, ответы на которые вы хотите получить при изучении этой темы.

 

Почему человеку необходимо правильно питаться? Что обязательно включает в себя система правильного питания? Опасна ли боль в зоне живота?

 

143) Прочитайте статью «Пища» (§30). Сформулируйте, что происходит в процессе пластического обмена в организме.

 

Пластический обмен – процесс синтеза необходимых организму органических веществ: белков, жиров, углеводов, нуклеиновых кислот.

Энергетический обмен – процесс биологического окисления органических веществ с освобождением энергии, необходимой для

жизнедеятельности организма.

 

144) Допишите утверждения.

 

В основе «пищевой пирамиды» человека находятся растения.

Белки, жиры и сложные углеводы пищи не могут быть использованы организмом непосредственно, потому чтобольшие молекулы не всасываются

в кровь.

 

145) Рассмотрите рисунок и прочитайте статью «Органы пищеварения (§30). Ответьте на вопросы.

В какой отдел пищеварительной системы открываются протоки

 

Печени - в двенадцатиперстную кишку

слюнных желез - ротовая полость

 

Какй орган пищеварительной системы располагается и в грудной, и в брюшной полости?

 

Пищевод

 

Какую функцию выполняет брыжейка?

 

Подводит кровеносные, лимфотические сосуды и нервы к кишечнику

 

146) Прочитайте статьи «Продукты питания» и «Питательные вещества» (§20). Ответьте на вопросы. Для чего в пище необходимы балластные вещества?

Ответ: Среда для микроорганизмов. Стимуляция перистальтики кишечника.

 

Могут ли микроорганизмы, живущие в кишечнике, приносить пользу? Если да, то какую?

 

Они помогают переваривать организму пищу, борются с вредоносными микроорганизмами, вырабатывают некоторые витамины (например, В12).

 

Почему нам необходимы продукты как растительного, так и животного происхождения?

 

Потому что продукты животного происхождения содержат необходимые беки, а растительного – жиры.

 

* Каково значение кулинарной обработки пищи?

 

Она облегчает процесс пищеварения. 

 

Почему в рацион должны входить и сырые и варёные продукты?

 

Варёные продукты облегчают процесс пищеварения, но зачастую в процессе варки теряют большую часть полезных веществ. Сырые овощи и фрукты намного полезнее, чем варёные ил и запеченные. В то же время сырое мясо человеческому организму усвоить очень тяжело (да и опасно).

 

147) Изучите строение ротовой полости. Укажите соответствующими цифрами на рисунке все перечисленные структуры.

 

1 - верхняя губа

2 - десна верхней челюсти

3 - зубы верхней челюсти

4 - твердое нёбо

5 - мягкое нёбо

6 - нёбный язычок ( часть мягкого нёба)

7 - миндалины

8 - язык

9 - зубы нижней челюсти

10 - десна нижней челюсти

11 - нижняя губа

 

148) Сделайте подписи к рисунку «Строение зуба».

 

Части зуба:

А – коронка

Б – шейка

В – корень

Внутреннее строение зуба:

1 – эмаль

2 – дентин

3 – пульпа

4 – цемент

5 – костяная лунка

 

149) Подпишите типы зубов, изображённых на рисунке.

 

 

150) Отчёт о лабораторной работе «Действие слюны на крахмал» (с. 211 учебника).

 

Субстрат Фермент Результат опыта
крахмал фермет слюны (амилаза) в местах,где крахмал был расщеплен слюней, окрашивания йодом не произошло

Вывод: ферменты слюны способны расщеплять крахмал

 

Допишите ответы на вопросы.

 

При проведении этого опыта синяя буква на белом фоне получиться (могда или не могла), так как окрашиваются только те участки, на которых есть крахмал

Если слюну прокипятить, то расщеплять крахмал она (будет или не будет), так как при нагревании ферменты теряют свою активность

 

151) Прочитайте статью «Желудок» (§32), изучите рисунок 95 в учебнике. Допишите следующие утверждения.

 

Желудок располагается под диафрагмой слева. Его внутренняя стенка состоит из эпителиальной ткани. В ней находятся железы, выделяющие: 1) слизь, предохраняющую стенки желудка от разрушения, 2) соляную кислоту, создающую необходимую среду для работы фермента и уничтожающую микробов, 3) фермент пепсин, расщепляющий белки.
Средняя стенка желудка состоит из гладкой мышечной ткани. Наружная стенка образована листками брюшины, между которыми проходят нервы и сосуды.
Между желудком и двенадцатиперстной кишкой находится кольцевая мышца – сфинктер.
Если в желудок попала недоброкачественная пища, начинается рвотный рефлекс. Искусственно её можно вызвать раздражением корня языка.

 

152) Прочитайте статью «Двенадцатиперстная кишка» (§32). Заполните таблицу, указав знаками «+» и «–», какие питательные вещества под действием каких пищеварительных соков расщепляются в пищеварительной системе, а также химическую среду, которая необходима для работы ферментов каждого из этих пищеварительных соков.

 

 

153) Опишите функции желчи.

 

Желчь расщепляет жиры, создавая большую поверхность, что удобно для действия ферментов. В результате жиры легче усваиваются.

 

154) Прочитайте статью «Микроорганизмы кишечника» (§32). Ответьте на вопросы. Какова роль кишечной палочки?

 

Сдерживает размножение вредных микроорганизмов, выделяет пищеварительные элементы, синтезирует витамины.

 

Что такое дисбактериоз?

 

Заболевание, возникающее при неправильном питании, при котором вследствие прекращения размножения кишечной палочки возникает гнилостная или бродильная микрофлора.

 

155) Прочитайте статью «Всасывание» (§33). Впишите в текст пропущенные слова: кровеносные, жиры, лимфатические, аминокислоты, жирные кислоты, глюкоза, глицерин, ворсинки.

 

В отличие от продуктов расщепления углеводов и белков (а именно глюкозы и аминокислот соответственно), которые в ворсинках тонкого кишечника непосредственно поступают в кровеносные сосуды, продукты расщепления жиров (а именно глицерин и жирные кислоты) сначала поглощаются эпителием ворсинок, где вращаются в жиры, свойственные данному организму. И уже эти готовые жиры поступают не в кровеносные, а влимфатические сосуды.

 

156) Прочитайте статью «Печень и её роль в организме» (§33). Опишите кратко, что происходит в печени:

 

с избытком глюкозы – превращается в гликоген;
с аминокислотами – либо превращаются в углеводы и жиры, либо используются для создания других аминокислот;
с солями аммония – превращается в мочевину;
с отслужившими эритроцитами – в печени из гемоглобина эритроцитов образуется желчь;
с вредными веществами, попавшими в кровь из пищеварительной системы, – извлекаются из крови и обезвоживаются.

 

157) Дочитайте §33 до конца. Ответьте на вопросы. Какова функция толстой кишки?

 

Отделить оставшуюся воду от непереваренных остатков пищи. (Вода всасывается в кровь, а непереваренные остатки попадают в прямую кишку и выводятся из организма). 

 

Где находится слепая кишка?

 

Место перехода их тонкой кишки в толстую.

 

* Что такое перитонит? 

 

Воспаление брюшины.

 

158) Заполните таблицу.

 

Симптомы аппедндицита Что надо сделать при подозрении на аппендицит Что делат противопоказано
Боль в правом нижнем углу живота, повышение температуры тела Немедленно обратиться к врачу Нельзя принимать слабительыне, класть на  живот грелку, применять клизму, обезболивающие препараты, воздержаться от еды

 

159) Изучите §34 «Регуляция пищеварения». Нарисуйте рефлекторную дугу безусловно-рефлекторного выделения желудочного сока при раздражении пищей вкусовых рецепторов языка.

 

 

160) Изобразите схематично, как происходит гуморальная регуляция желудочного сокоотделения.

 

 

161) Прочитайте статью «Правила приёма пищи» (§35). В левый столбец таблицы выпишите условия, способствующие пищеварению, в правый – затрудняющие его.

 

Условия, способствующие пищеварению Условия, затрудняющие пищеварение
Внешний вид, вкус, запах, постоянный режим питания, употребление блюд, усиливающих сокоотделение перед основным приемом пищи тщательно пережевывать пишу,е сть свежие овощи и фрукты, черный хлеб, кефир, усиливающие моторику кишечника Есть сладкое перед приемом пищи, пить кофе и чай на пустой желудок, есть наспех; слишком горячая пища, сухоядение, есть перед сном

 

162) Прочитайте статью «Кишечные инфекции и их предупреждение» (§35). Заполните таблицу.

 

Заболевание Меры предупреждения
Ботулизм Покупать только качественные консервы и быть осторожным с домашними консервами, мыть продукты питания
Сальмонелёз Термическая обработка яиц, молока, молочные продукты и мясо
Холера При угрозе заражения тщательно мыть продукты питания чистой водой, руки хлорной водой, кипятить молоко и воду
Дизентерия Хранить сыры и готовые продукты отдельно

 

163) Оцените, что нового вы узнали при изучении этой темы. Предположите, как могут пригодиться вам эти знания в повседневной жизни.

 

Полученная информация обязательно пригодится мне в жизни. Я приму к сведению советы о правильном питании и защите от кишечных инфекций.

 

164) Решите кроссворд №8.