69) Сформулируйте несколько вопросов, ответы на которые вы хотите получить при изучении этой темы.
Из чего состоит кровь? Какую функцию выполняют форменные тела крови? Функция жидкостей внутренней среды?
70) Назовите три жидкости, составляющие внутреннюю среду организма.
Кровь, тканевая жидкость, лимфа.
71) Ответьте, работа каких регулирующих систем поддерживает относительное постоянство внутренней среды организма.
Нервная и эндокринная системы.
72) Укажите, где располагаются структуры, сигнализирующие регулирующим системам об отклонении концентрации определённого вещества в жидкостях внутренней среды организма от нормального диапазона.
В стенках кровеносных сосудов.
73) Зарисуйте и опишите строение и функции форменных элементов крови, используя следующую таблицу.
74) Прочитайте статью «Состав крови» (§17). Ответьте на вопросы. Почему артериальная кровь ярко-алая, а венозная – тёмно-вишнёвая? (Опишите процессы, происходящие с гемоглобином при превращении венозной крови в артериальную и артериальной крови в венозную.)
Гемоглобин в артериальный несет кислород от сердца к органам, а потому кровь имеет светлый цвет. В венозной крови гемоглобин несет углекислый газ от органов к сердцу, а потому кровь имеет темный цвет.
* Следователь, изучая подозрительные капли крови, обнаружил, что её эритроциты имеют ядра. Могла ли такая кровь принадлежать человеку
Нет, у млекопитающих зрелые эритроциты ядер не имеют.
* А курице?
Да, курица – это птица.
* Фагоциты уничтожают чужеродные клетки-антигены путём захвата. А как действуют лимфоциты?
Они выделяют антитела, которые нейтрализуют антигены.
75) Прочитайте материал о тромбоцитах (§17). Дополните схему, отражающую порядок событий, происходящих при свёртывании крови.
76) Прочитайте дополнительный материал и ответьте на вопросы.
Гемофилия – наследственное заболевание, связанное с нарушением процесса свёртывания крови. Врождённое изменение структуры ДНК (определенного гена) приводит к тому, что у человека не образуются необходимые белки – факторы свёртывания. В результате резко возрастает опасность гибели человека, даже при незначительной травме. Обычно болезнью страдают мужчины, женщины же являются носительницами гена гемофилии и могут родить больных сыновей или дочерей-носительниц. Самой известной в истории носительницей гена гемофилии была английская королева Виктория, которая передала этот патологический ген своим потомкам – представителям царских семей Европы. Цесаревич Алексей – сын последнего российского императора Николая II – страдал гемофилией. Ген гемофилии он получил от матери – императрицы Александры, которая была внучатой племянницей королевы Виктории. Наиболее распространенное заблуждение о гемофилии – это то, что больной гемофилией может истечь кровью от малейшей царапины. На самом деле, кровотечение из мелких ссадин и порезов у гемофиликов прекращается почти так же быстро, как и у здоровых людей. Опасны крупные ранения, хирургические операции, удаление зубов, а также внутренние кровоизлияния в мышцы и суставы.
Как вы считаете, в каком направлении должна развиваться помощь людям, живущим с диагнозом «гемофилия»? Какие лекарственные препараты необходимы для компенсации этого заболевания?
Необходимо искусственно стимулировать синтез фактора свертываемости крови у таких больных, либо вводить в качестве инъекций.
77) Прочитайте дополнительный материал и сформулируйте к нему вопрос.
При повреждении сосуда вся кровь не сворачивается благодаря наличию системы противосвертывания. Специальные белки плазмы препятствуют распространению реакции далеко от места повреждения сосуда. Они присоединяются к факторам свертывания и блокируют их. Если этих белков недостаточно, то сгусток крови вырастает очень большой и возникает опасность тромбоза (закупорки) сосудов. Это заболевание получило название тромбофилия. В 70% случаев тромбофилия имеет наследственную природу.
1) Как передается тромбофлибия?
2) Опасна ли для жизни тромбофлибия?
78) Прочитайте статью «Защитные барьеры организма» (§18). Заполните таблицу.
79) Дайте определение понятия иммунитет.
Это способность организма избавляться от чужеродных тел и соединений и сохранять постоянство внутренней системы.
80) Дополните схему иммунной системы организма человека.
81) Заполните таблицу.
Функция Т-лимфацитов Функция В-лимфацитов Распознают антигены и расшифровывают их химическую структуру. Информацию о химической структуре антигена передают в В-лимфациты Получит информацию от Т-лимфацитов, начинают выделять антитела
82) Прочитав статью «Воспаление» (§18), напишите в правом столбце таблицы процессы, происходящие в поражённых тканях.
Внешние признаки Процессы, происходящие в пораженных тканях Воспаленное место краснеет, на этом участке повышается температура Расширяются капиляры, усиливается приток крови Возникает больи опухоль. Ограничивается участок воспаления Раздражаются рецепторы, вызывающие боль. К воспаленному участку прибывают лейкоциты и макрофаги. Начинается фагоцитоз. Вокруг микробов образуется защитный вал, внутри которого происходит уничтожение возбудителей Появляется гной Смесь погибших микробов и фагоцитов, вышедшая на поверхность
83) Допишите приведённые утверждения.
Заразные болезни, вызываемые вирусами, микробами, грибами, называются инфекционными. Заразные болезни, вызываемые простейшими, червями, паразитами, клещами, называются паразитарными. Инфекционные заболевания протекают поэтапно. Время от момента заражения до появления первых симптомов называютскрытым периодом. Далее следует острый период, после которого наступает выздоровление.
84) Напишите, какие процессы в организме имеют место в скрытый, острый периоды болезни и при выздоровлении.
Период болезни Процессы, происходящие в организме Скрытый Размножение возбудителя и имунная реакция Острый Интенсивное накопление возбудителя и антител токсинов Период выздоровления Антитела нейтрализуют яды и сдерживают размножение
85) Прочитайте статью «Инфекционные болезни» (§18). Ответьте на вопросы.Можно ли заразиться, выпив из стакана, которым пользовался больной гриппом? Почему?
Можно. Бактерии его остаются на стакане.
* Можно ли избавиться от микробов с помощью кипячения воды?
Можно. От многих, но не ото всех.
* В чём состоит опасность бацилло- и вирусоносительства?
После перенесенного заболевания бациллы и вирусы могут долгое время без симптомов находится в организме человека, заражая других.
86) Прочитайте статьи «История изобретения вакцин» и «Лечебные сыворотки» (§19) и запишите в табличной форме разницу между вакцинами и лечебными сыворотками.
Критерии сравнения Вакцины Лечебные сыворотки Состав препарата Ослабленные микробы или токсины Готовые антитела \мехнизм действия Организм сам вырабатывает антитела. Иммунитет развивается в течение месяца Организм получает готовые антитела, ем уне нужно вырабатывать их самостоятельно Продолжительность действия Длительной Короткое
87) Изучите рисунок 60 на с. 122 учебника. Заполните пропуски в тексте об изготовлении и применении антидифтерийной сыворотки, приведённом ниже.
Для приготовления антидифтерийного антитоксина лошади вводя возбудителя инфекции или токсин. Процедуру повторяют несколько раз, увеличивая дозу препарата. В организме лошади вырабатываются антитела. Из взятой у лошади крови берут антитела путём выделения сыворотки. Ампулы антидифтерийного антитоксина применяют в лечении больных и профилактике здоровых. Сыворотка специфичная, т.е. обладают строгой направленностью действия.
88) Прочитайте статью «Аллергия» (§19). Впишите в текст о развитии аллергического процесса необходимые термины.
I стадия аллергии протекает безболезненно и без внешних проявлений. Аллерген вызывает иммунную реакцию. Образующиеся антитела выходят из стенок сосудов и абсорбируются на слизистых оболочках.
II стадия аллергии вызывает конъюнктивит, насморк, кашель, крапивницу, расстройство желудка и пр. Попавший организм аллерген улавливается антителами, осевшими на слизистых. Образуется комплекс антиген-антитело. При этом выделяются вещества, которые поражают клетки слизистых. Происходит аллергическая реакция.
89) Прочитайте статью «Переливание крови» (§19). Укажите стрелками теоретически возможные пути переливания крови.
90) Повторите информацию о факторах, по которым различаются группы крови у человека.
У меня четвертная группа крови.
91) Прочитайте статью «Резус-фактор» (§19). Ответьте на вопросы. Что происходит в организме резус-отрицательной женщины, если она вынашивает резус-положительного ребёнка в первую беременность?
Возникает резус-конфликт. В организме начинают вырабатываться антитела, которые уничтожают этот белок, но их не так много.
* Что происходит при повторной беременности, если плод снова резус-положительный?
Тогда антител накапливается достаточно для того, чтобы они разрушили эритроциты ребенка, что приводит к гемолитической болезни.
* С наследственным или приобретённым иммунитетом связаны:
а) несовместимость групп крови по системе АВО;
б) резус-конфликт?
а) С наследственным.
б) С приобретенным.
92) Оцените, что нового вы узнали при изучении этой темы. Предположите, как могут пригодиться вам эти знания в повседневной жизни.
Знание своего резус-фактора и группы крови может спасти жизнь. Также знания о совместимости групп крови пригодятся в будущем, если мы решим стать донорами крови для близкого человека или кого-то еще.
93) Решите кроссворд №5.