§11. Нервная система

194) Сформулируйте несколько вопросов, ответы на которые вы хотите получить при изучении этой темы.

 

Что такое психика? Как осуществляется нервная регуляция?

 

195) Прочитайте §43. Допишите утверждение.

 

Значение нервной системы:

1) является материальной основой психической деятельности;

2) обеспечивает приспособление к среде;

3) обеспечивает относительное постоянство внутренней среды организма;

4) согласует работу всех внутренних органов.

 

196) Известно, что гомеостаз поддерживают рецепторы, одни из которых регистрируют верхнюю границу нормы, другие – нижнюю. Прочитайте текст и впишите недостающие слова: усиливают, ослабляют, увеличивают, уменьшают.

 

Возбуждение рецепторов, регулирующих нижнюю границу нормы, усиливают рефлексы, стимулирующие поступление веществ и увеличивают их трату. Возбуждение рецепторов, регистрирующих превышение верхней границы нормы, ослабляют рефлексы, стимулирующие поступление веществ и уменьшают их трату. 
При физической работе усиливается выделение тепла за счет работы мышц, вследствие этого возбуждается рецепторы, регулирующие верхнюю границу нормы. Вследствие этого возникают рефлексы, которые усиливаютпотоотделение, расширение сосудов кожи и увеличивают теплообразование.

 

197) Прочитайте статью «Части нервной системы» (§44) и рассмотрите рисунок 122. Дополните схему «Строение нервной системы».

 

 

198) Допишите утверждения.

 

Серое вещество образуют тела нейронов с дендритами.

Белое вещество образуют нервные волокна.

Нервы состоят из нейронов.

Нервы узлы состоят из скопления тел нейронов.

 

199) Прочитайте статью «Спинной мозг» (§44). Рассмотрите рисунок. Укажите цифровые обозначения следующих структур:

 

Тело позвонка-9;

Остистый отросток позвонка-4;

Спинной мозг-1;

Серое вещество спинного мозга- 2;

Белое  вещество спинного мозга- 3

 

Задние корешки спинного мозга со спиномозговыми узлами

Передние корешки - 6

Узлы симпатического ствола - 7

Межпозвоночный диск - 8

 

200) Напишите, какой из известных вас рефлексов имеет двухнейронную рефлекторную дугу. Дорисуйте схему его действия. Сделайте недостающие подписи.

 

 

Пример двухнейронного рефлекса: коленный рефлекс

 

201) Представьте, что вы дотронулись до горячей поверхности и немедленно отдёрнули руку. Изобразите дугу осуществлённого рефлекса, учитывая, что она включает чувствительный, двигательный и вставочный нейрон.

 

1 - рецептор кожи

2 - чувствительный нейрон

3 - вставочный нейрон

4 - двигательный нейрон

5 - рецепторы мышц

 

202) Объясните, в чём выражается проводящая функция спинного мозга.

 

Спинной мозг проводит импульсы от рецепторов в головной мозг.

 

203) Прочитайте статью «Отдела головного мозга» (§45). Заполните схему.

 

 

204) Подпишите на рисунке указанные отделы головного мозга.

 

 

205) Заполните таблицу «Расположение желудочков мозга».

 

Желудочки мозга Местоположение
IV желудочек Между продолговатым и мозжечком
 III желудочек Между симметричными половинами промежуточного мозга
I и II желудочки В левой и правой половинах большого мозга

 

206) Впишите в таблицу функции указанных отделов головного мозга.

 

Отделы головного мозга Функции
Продолговатый мозг  Регуляция врожденных рефлексов (дыхание, кровообращение, жевание), деятельности желез проводниковая и рефлекторная
Мост Движение глазных яблок, рефлексы, позы, выпрямления, мимика 
Мозжечок  Равновесия, координация движений, тонус мышц

 

207) Прочитайте §46 «Передний мозг промежуточный мозг и большие полушария» и заполните таблицу.

 

 

208) Укажите значком «+», какие из перечисленных функций может выполнять старая кора, а какие – только новая.

 

Функции Старая кора Новая кора
Способность различать благоприятные и неблагоприятные события и реагировать на инх тревогой, агрессией, испугом, радостью +  
Способность точно распознавать объекты, программировать ответную деятельность с учетом возможных последствий   +
Способность хранить в памяти прошлый опыт и использовать его в новых услових +  
Прогнозировть результаты будущей деятельности, строить планы и контролировать их выполнение, использовать речевые символы, знаки для прогнозирования своего поведения   +

 

209) Найдите ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, исправьте их.

1) Кора больших полушарий образована серым веществом.

2) Серое вещество состоит из отростков нейронов.

3) В каждом полушарии выделяют лобную, теменную, височную и затылочную доли.

4) Зрительная кора находится в лобной доле.

5) Слуховая кора расположена в височной доле. 

6) Основная функция древней коры – научение и память.

 

2) Серое вещество состоит из тел нейронов и дендритов

3) В головном мозге выделяют лобную теменную височную и затылочную доли.

4) Зрительная кора находится в затылочной доле.

 

210) Прочитайте §47 и сопоставьте особенности соматического и вегетативного отделов нервной системы.

 

Критерии сравнения Соматический отдел Вегетативный отдел
Наличие центральнойи перефирической частей + +
Связь с иннервируемыми органами (прямая или через узлы) через узлы симпатическая через узлы, парасимпатическая прямая
Органы, иннервируемые этими отделами поперечно-полосатые мышцы внутренние органы (сердце, печень)
Функции управление движениями тела в пространстве управление внутренними органами , гладкой мускулатурой и обменом веществ
Произвольность Нет Да

 

211) Сравните строение и функции симпатического и парасимпатического подотделов нервной системы.

 

Критерии сравнения Симпатический подотдел Парасимпатический подотдел
Расположение ядер в центральной нервной системе боковые столбы верхней и средней части спинного мозга ствол головного и крестцовая часть позвоночника
Расположение нервных узлов вдоль позвоночника в роганах или недалеко от них
Влияние на сердце усливает свою работу возвращает в состояние покоя
на артериальное давление повышается уменьшается
на содержание сахара в крови повышается уменьшается
на кожные сосуды сужаются расширяются
на органы пищеварения замораживают деятельность активирует
на органы дыхания частое и поверхностное редкое и глубокое

 

212) Приведите пример, доказывающий взаимодействие симпатической и парасимпатической систем.

 

Представим, что человек увидел на остановке нужный ему автобус и побежал. Включилась симпатическая система, про­свет сосудов стал сужаться, давление повысилось, и скорость крови возросла. Но если сужение чрезмерно, просвет сосуда становится настолько узким, что кровь по нему вообще не мо­жет пройти (это бывает при спазмах сосудов). Но этого не про­исходит, так как по обратным связям в мозг идут сигналы о неблагополучии и включается парасимпатическая система, которая расширяет сосуды. Так находится оптимальная вели­чина просвета сосудов, обеспечивающая необходимые давле­ние и скорость крови.

 

213) Оцените, что нового вы узнали при изучении этой темы. Предположите, как могут пригодиться вам эти знания в повседневной жизни.

 

Эти знания расширяют мой кругозор. Теперь я знаю больше о том, как работает мой мозг, мой организм. Я смогу более продуктивно организовывать свою работу, тренировки, обучение.