§34. Тип Хордовые. Надкласс Рыб

127) Зарисуйте схему внешнего строения рыбы. Подпишите её основные части.

 

 

128) Перечислите особенности строения рыбы, связанные с водным образом жизни.

 

1) Обтекаемая торпедообразная форма тела, сплющенная в боковом или в спинно-брюшном (у придонных рыб) направлениях. Череп неподвижно соединен с позвоночником, который имеет только два отдела — туловищный и хвостовой.
2) У костных рыб имеется специальный гидростатический орган — плавательный пузырь. В результате изменения его объема изменяется плавучесть рыбы.
У хрящевых рыб плавучесть тела достигается накоплением в печени, реже в других органах, запасов жира.
3) Кожа покрыта плакоидной или костной чешуей, богата железами, обильно выделяющими слизь, которая уменьшает трение тела о воду и выполняет защитную функцию.
4) Органы дыхания — жабры. 
5) Двухкамерное сердце (с венозной кровью), состоящее из предсердия и желудочка; один круг кровообращения. Органы и ткани снабжаются артериальной кровью, богатой кислородом. Жизнедеятельность рыб зависит от температуры воды.
6) Туловищные почки.
7) Органы чувств рыб приспособлены к функционированию в водной среде. Плоская роговица и почти шаровидной формы хрусталик позволяют рыбам видеть только близко расположенные предметы. Обоняние хорошо развито, позволяет держаться в стае и обнаруживать пищу. Орган слуха и равновесия представлен только внутренним ухом. Орган боковой линии позволяет  ориентироваться в потоках воды, воспринимать приближение или удаление хищника, добычи или партнера по стае, избегать столкновения с подводными предметами.
8) У большинства – наружное оплодотворение.

 

129) Заполните таблицу.

 

Системы органов рыб

Система органов рыб Органы Функции
Скелет позвоночник, череп и плавники поддержка формы тела
Мышечная система Z-образные мышцы приводит в движение кости
Нервная система головной и спинной мозг, нервы реакция организма на окружающую среду
Органы чувств вкусовые почки, орган обоняния, внутреннее ухо, боковая линия связь с окружающей средой
Кровеносная система двухкамерное сердце и сосуды насыщение крови кислородом
Дыхательная система жабры газообмен
Пищеварительная система рот, глотка, пищевод, желудок, кишечник, анальное отверстие, печень пищеварение
Выделительная сисетма почки, мочеточники, мочеполовой сосочек выделение вредных веществ

 

130) Рассмотрите рисунок. Напишите названия отделов скелета рыбы, обозначенных цифрами.

 

 

1) кости черепа

2) позвоночник

3) лучи хвостового плавника

4) ребра

5) лучи грудного плавника

6) жаберная крышка

 

131) На рисунке цветными карандашами раскрасьте органы пищеварительной системы рыбы и подпишите их названия.

 

 

132) Зарисуйте и подпишите части кровеносной системы рыбы. Каково значение кровеносной системы?

 

Кровеносная система рыб обеспечивает движение крови, которая доставляет к органам кислород и питательные вещества и удаляет из них продукты обмена веществ.

 

133) Изучите таблицу «Надкласс Рыбы. Строение окуня». Рассмотрите рисунок. Напишите названия внутренних органов рыбы, обозначенных цифрами.

 

1) почка

2) плавательный пузырь

3) мочевой пузырь

4) яичник

5) кишечник

6) желудок

7) печень

8) сердце

9) жабры.

 

134) Рассмотрите рисунок. Подпишите названия отделов головного мозга рыбы и частей нервной системы, обозначенных цифрами.    

 

1) головной мозг

2) спинной мозг

3) нерв

4) передний мозг

5) средний мозг

6) мозжечок

7) продолговатый мозг

 

135) Объясните, чем отличается строение и расположение нервной системы рыб от нервной системы гидры и жука.

 

У рыб нервная система намного более развита, чем у гидры и жука. Есть спинной и головной могз, состоящий из отделов. Спинной мозг расположен в позвоночнике. У гидры нервная система диффузного характера, то есть состоит из разбросанных в верхнем слое тела клеток. У жука имеется брюшная нервная цепочка, с расширенным огологлоточным кольцом и надглоточным ганглием в головном конце тела, но мозг как таковой отсутствует.

 

136) Выполните лабораторную работу «Внешнее строение рыбы».
1) Рассмотрите особенности внешнего строения рыбы. Опишите форму её тела, окраску спины и брюшка.

 

Рыба имеет обтекаемую продолговатую форму тела. Цвет брюшка – серебристый, спина более темная. 

 

2) Сделайте рисунок тела рыбы, подпишите его отделы.

 

 

3) Рассмотрите плавники. Как они расположены? Сколько их? Подпишите на рисунке названия плавников.

 

Плавники у рыбы парные: брюшные, анальные, грудные и непарные: хвостовой и спинной.

 

4) Рассмотрите голову рыбы. Какие органы чувств на ней расположены?

 

На голове у рыбы находятся глаза, вкусовые почки в ротовой полости и на поверхности коже, ноздри. В головном отделе имеются 2 отверстия внутреннего уха, на границе между головой и туловищем находятся жаберные крышки.

 

5) Под лупой рассмотрите чешую рыбы. Подсчитайте линии годового прироста и определите возраст рыбы.

 

Чешуя костная, полупрозрачная, покрыта слизью. Количество линий на чешуе соответствует возрасту рыбы. 

 

6) Выпишите особенности внешнего строения рыбы, связанные с водным образом жизни.

 

1) Жабры для дыхания 

2) Чешуя покрыт слизью для уменьшения трения

3) Чешуя защищает рыбу

4) Плавники и хвост для передвижения

5) Средняя линия служит как вистибулярный аппарат