112) Рассмотрите рисунок. Подпишите название частей тела жука, обозначенных цифрами.
1 - ротовой аппарат (голова)
2 - усик
3 - переднегрудь
4 - надкрылья
5 - крылья
6 - нога
7 - брюшко
113) Дайте характеристику класса насекомых.
Насекомые — класс беспозвоночных членистоногих животных, 1,5 млн видов. Тело покрыто хитинизированной кутикулой, образующей экзоскелет, и состоит из трех отделов: головы, груди и брюшка. Среда обитания: наземно-воздушная; водная; почвенная; организменная. От мм до 15 см – длина тела. На голове: пара усиков; ротовые органы (нижние, верхние челюсти, нижняя губа); пара фасеточных глаз; усики разной формы; ротовой аппарат (грызущий, колюще-сосущий, сосущий, лижуще-грызущий). Грудь: две пары крыльев (1пара – на среднегруди, 2пара – на заднегруди); три пары ходильных конечностей (бегательные, прыгательные, плавательные, хватательные, копательные). Крылья – складки хитинового покрова. Брюшко: конечностей не имеет, иногда могут быть видоизмененные конечности (церки, кузнечики). Органы чувств: осязания - усики; обоняния - усики; вкуса – щупики нижней губы и нижней челюсти; зрения – простые и сложные глаза; слуха; равновесия.
114) Рассмотрите рисунки. Выпишите черты сходства и различия изображенных животных.
Сходство: относятся к одному типу Членистоногие, поэтому имеют наружный скелет, образованный хитиновой кутикулой, и сегментированное тело с парными членистыми конечностями.
Отличия: краб (Ракообразные) имеет 5 пар конечностей, паук (Паукообразные) – 4, шмель (Насекомые) – 3 пары. У паука и краба – головогрудь и брюшко, у шмеля – голова, грудь, брюшко. Шмель имеет крылья. Различия также в строении дыхательной (жабры, легочные мешки, трахеи), частично – выделительной систем, нервная система более развита у насекомых. Различается образ жизни и среды обитания.
115) На рисунке цветными карандашами раскрасьте системы внутренних органов насекомого и напишите названия органов, которые их составляют.
Нервная система: окологлоточное нервное кольцо, надглоточный ганглий и брюшная нервная цепочка.
Пищеварительная система: рот, глотка, пищевод, желудок, средний и задний кишечник, анальное отверстие. Есть слюнные железы.
Кровеносная система: «сердце», сосуды.
Половая система: у самцов – семенники, семяпроводы, семяизвергательный канал. У самок – яичники, яйцеводы, влагалище.
Выделительная система: мальпигиевы сосуды.
116) Рассмотрите рисунок. Напишите названия органов насекомого, обозначенных цифрами.
1 - антенны
2 - окологлоточное нервное кольцо
3 - грудной нервный узел
4 - трахеи
5 - яичник
6 - мальпигиевы трубы
7 - средний отдел кишечника
8 - желудок
9 - пищевод
117) Заполните таблицу.
Системы органов насекомых
Система органов насекомых Органы Функции Мышечная мышечные пучки движение Нервная мозг, надглоточный ганглий, брюшная нервная цепочка регуляция жизнедеятельности Органы чувств клетки-рецепторы связь организма с окружающей средой Кровеносная сердце и сосуды циркуляция крови Органы дыхания трахеи, дыхальца газообмен Пищеварительная рот, глотка, пищевод, желудок, кишечник, анальное отверстие пищеварение Органы выделения мальпигиевы трубы удаление вредных веществ
118) Как происходит развитие бабочки?
Бабочки — это насекомые с полным циклом превращений. Между стадией личинки (гусеницы) и взрослой стадией (бабочки) находится промежуточная стадия куколки. Все развитие можно представить так: яйцо - гусеница - куколка - бабочка. Личинка бабочки совершенно не похожа на имаго. На стадии куколки происходит глобальная перестройка всего организма с формированием тканей и органов взрослого насекомого.
119) Назовите и охарактеризуйте типы развития насекомых.
1) Развитие с неполным превращением. Три стадии: яйцо -> личинка -> взрослое насекомое. (Тараканы, Поденки, Стрекозы, Богомолы, Веснянки, Прямокрылые, Уховертки, Вши, Равнокрылые). Из яиц появляются личинки, внешне очень похожие на родителей. Они отличаются от имаго меньшей величиной, отсутствием крыльев и неразвитостью половой системы. Личинки несколько раз линяют, растут и все больше становятся похожими на взрослых насекомых. Со временем они становятся половозрелыми, и у них полностью формируются крылья. После этого насекомые больше не растут.
2) Развитие с полным превращением. Четыре стадии: яйцо -> личинка -> куколка -> взрослое насекомое. (Бабочки, Жуки, Мухи, Осы, Муравьи). Личинки совсем не похожи на взрослых особей. У них отсутствуют сложные глаза, имеются только простые глазки, или органы зрения совсем отсутствуют; тело чаще всего червеобразное (гусеницы бабочек). Нередко отсутствуют усики, нет крыльев. Личинки несколько раз линяют, растут. Достигнув предельных размеров, личинка превращается в куколку –промежуточную стадию между личинкой и взрослым насекомым.
120) Пользуясь рисунком, расскажите о развитии кузнечика. Как называется такой тип развития?
У кузнечика развитие с неполным превращением. Отсутствует стадия куколки
121) Заполните таблицу «Типы развития насекомых».
Тип развития Фазы развития Насекомые Прямое (без превращения) яйцо - молодая особь - имаго низшие насекомые С полным превращением яйцо - личинка - куколка - имаго бабочки, жуки, комары С неполным превращением яйцо - личинка - имаго кузнечики, тараканы, стрекозы
122) Каково значение насекомых для человека?
Большое значение имеют насекомые в хозяйственной деятельности человека: как опылители, повышают урожайность культурных растений; важно их использование с целью биологических методов борьбы с вредными насекомыми, одомашненные насекомые дают ценные продукты питания и сырье для промышленности.
123) Выполните лабораторную работу «Внешнее строение насекомого».
1) Рассмотрите внешний вид майского жука. Определите его размеры, окраску частей тела. Сделайте рисунок.
Представители рода характеризуются довольно крупными размерами до 31,5 мм, выпуклым продолговато - овальным или более широким овальным телом, черной или красно - бурой окраски, юольшей частью с крусно - бурыми или желто - бурыми надкрыльями, иногда со слабым зеленоватым отливом на голове и переднеспинке, на боках брюшных тергитов с белыми треугольными пятнами из мелких густых волосков
2) Из скольких отделов состоит тело жука?
Голова, грудь, брюшко.
3) Рассмотрите голову жука. Какие органы на ней расположены?
Сделайте рисунок.
4) Рассмотрите грудной отдел жука. Какие органы здесь расположены? Сколько пар конечностей?
Грудной отдел жука включает в себя: глотку, пищевод ( у некоторых насекомых имеется расширение - зоб), слюнная железа, 3 пары конечностей
5) Рассмотрите крылья жука. Чем они отличаются и почему?
Передние крылья преобразованы в жесткие надкрылья – служат для защиты тела жука, за ними спрятаны нижние задние крылья – для полета.
6) Рассмотрите конечность насекомого. Из скольких элементовона состоит? Нарисуйте её.
Ходильные ноги состоят из 5 члеников: тазик, вертлуг, бедро, голень, лапка.
7) Рассмотрите брюшко жука. С помощью лупы найдите дыхальца. Посчитайте, из скольких члеников они состоят.
Брюшко состоит из 8 сегментов. По бокам средне- и заднегруди, а также на сегментах брюшка находится до 10 пар отверстий – дыхалец.