Главная / 7 класс / Рабочая тетрадь по биологии 7 класс Латюшин / §40. Органы пищеварения. Обмен веществ и превращение энергии

§40. Органы пищеварения. Обмен веществ и превращение энергии

1) Что общего в питании простейших, губок и кишечнополостных? 

 

У них нет специализированных органов пищеварения

 

2) У каких животных появляется печень? Какова ее функция? 

 

Печень появляется у членистоногих. Перевариванию пищи.

 

3) Объясните, по какому признаку животных делят на такие группы, как травоядные, хищные (плотоядные), всеядные, паразиты и т.д. 

 

В соответствии с характером потребляемой пищи

 

Подберите примеры животных этих групп. 

 

Травоядные: корова, косуля, лошадь
Хищные: акула, лев, лиса. 
Всеядные: медведь, волк, таракан. 
Паразиты: аскарида, блоха.

 

4) Нарисуйте схему, показывающую путь пищи в организме животных.

 

 

5) Как вы считаете, почему у рыб нет слюнных желез, а у земноводных они есть? 

 

Они появились для смачивания пищи слюной

 

6) Могут ли птицы обойтись без зоба? 

 

Нет, в нем происходят важные процессы переваривания

 

7) Нужна ли хищникам длинная слепая кишка? Ответ обоснуйте. 

 

Нет, так как в ней переваривается растителная пища

 

8) Приведите примеры жизненных периодов у животных, когда обмен веществ у них идет слабо или не идет совсем. 

 

Зимняя спячка – замедленный обмен веществ

 

9) Закончите предложения, вставив необходимые термины. 

 

Все реакции обмена веществ и превращения энергии протекают при участии ферментов. Пищеварительные ферменты содержатся в слюне, желудочном соке и в выделениях других пищеварительных желез.

 

10) Объясните, почему обмен веществ неотделим от процесса превращения энергии в организме. 

 

Пища – источник энергии. Разложение сложных веществ до простых и усвоение их сопровождается выделением энергии

 

11) Напишите, как удаляются из организма: 

 

1. жидкие продукты обмена – через органы выделения; 
2. непереваренные остатки пищи – через заднепроходное отверстие.

 

12) Рассмотрите рисунки 160, 161 и 162 учебника (с. 210, 211, 212) и прочитайте параграф. 
Из перечисленных органов составьте пищеварительные системы разных групп животных, расположив органы согласно пути движения пищи в организме. Заполните таблицу.

 

Пищеварительные системы разных групп животных

 Черви: 4, 19, 6, 15.

Членистоногие: 5, 2.

Земноводные: 11, 12, 16.

Рептилии: 8, 15, 4, 9.

Птицы: 13, 6, 15, 7.

Млекопитающие: 16, 11, 8, 4, 19, 5, 20, 7, 14, 1.