Главная / 7 класс / Рабочая тетрадь по биологии 7 класс Латюшин / §25. Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии

§25. Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии

Отряд Чешуйчатые

1) Почему легкие пресмыкающихся имеют ячеистое строение? Какой эффект достигается ячеистым строением легких у пресмыкающихся по сравнению с простыми легкими земноводных? 

 

Пресмыкающиеся полностью перешли к наземному существованию. Кожа у них не принимает участие в дыхании, в этом процессе участвуют только легкие. Ячеистое их строение увеличивает площадь поверхности, за счет чего более эффективно поглощается кислород.

 

2) Почему кожа рептилий снаружи покрыта роговыми чешуйками, щитками? 

 

Подобное покрытие служит защитой от механических повреждений, перепадов температуры 

 

3) Вспомните особенности строения яиц земноводных. В чем отличие от них яиц рептилий? 

 

Яйца Земноводных – это икринки, откладываемые в воду. У рептилий яйца покрыты кожистой оболочкой или известковой скорлупой

 

4) Распределите перечисленные отряды по соответствующим классам. 
Классы: 
А. Земноводные 
Б. Пресмыкающиеся 
Отряды: 
1. Чешуйчатые 
2. Черепахи 
3. Хвостатые 
4. Безногие 
5. Крокодилы 
6. Клювоголовые 
7. Бесхвостые 

 

 
А. 3, 4, 7 
Б. 1, 2, 5, 6.

 

5) Рассмотрите рисунок 106 учебника (с. 124). Предположите, где могут обитать следующие животные: 

 

1. хамелеон – на деревьях (материки, острова) 
2. круглоголовка – на земле (Юго-Восточная Европа, Азия) 
3. варан серый – пески пустынь (Средняя Азия) 
4. игуана – влажные тропические леса (Центральная и Южная Америка).

 

6) Что произойдет, если ящерица повредит кончик языка?

 

Кончик языка выполняет функции осязания, обоняния, вкуса, если его повредить, ящерица утратит эти функции.

 

7) Прочитайте внимательно описания варанов. Известно, что некоторые ящерицы могут существовать, отбросив в минуту опасности свой хвост. Сможет ли варан существовать без хвоста? Почему? 

 

Нет, полностью без хвоста не сможет. Варан отбрасывает только кончик хвоста, который затем отрастает. Таким образов, варан избавляется от хищника.

 

8) Прочитайте внимательно описания змей. Чем компенсируется у змей слабое развитие зрения и слуха? 

 

Тем, что на кончике языка находятся органы осязания, обоняния, вкусы

 

9) Какие змеи заглатывают живую добычу? 

 

Питон, удав, анаконда, водяной уж, желтобрюхий полоз и другие неядовитые змеи.

 

10) Какие особенности строения обеспечивают змеям возможность заглатывать добычу, превосходящую о толщине диаметр их тела? 

 

Подвижные челюсти

 

11) Что такое выползок? Как он образуется? 

 

Это верхней покров змеи (шкурка), который она сбрасывает при линьке.

 

12) Приведите примеры видов змей, имеющих покровительственную и угрожающую окраску. 

 

Покровительственная окраска: у большинства видов. 
Угрожающая окраска: у очковой змеи, кобры.

 

13) Рассмотрите рисунки. Подпишите названия изображенных животных.