§21. Классы рыб

Хрящевые, Костные

1) Перечислите древние признаки у современных хрящевых рыб. 

 

Хрящевой или костный скелет, хорошо развитый головной мозг, плавателный пузырь, жабры

 

2) Укажите, какое из утверждений верно. 

1. Рыбы появились сначала в морских соленых водоемах, а затем в пресных. 
2. Рыбы появились в пресных водоемах материков, а затем в морской соленой воде. 

 

2.

 

3) Укажите стрелками, какую форму тела имеют перечисленные костные рыбы.

 

 

4) На рисунке изображено внешнее строение рыбы. Подпишите части рыбы и названия плавников.

 

 

5) Какую функцию выполняет чешуя? 

 

Защита

 

6) Для чего рыбам необходимы секреты, выделяемые кожными железами? 

 

Они уменьшают силу трения, помогают легче плавать. Препятствуют прикреплению паразитов

 

7) Сколько всего плавников у рыб? Назовите парные и непарные плавники рыб. Закончите предложение. 

 

Всего 7 плавников. Из них грудные и брюшные – парные плавники, а хвостовой, спинной, анальный – непарные плавники.

 

8) На рисунке изображено внутренне строение рыбы. Подпишите указанные органы рыбы.

 

 

9) Что произойдет, если организм рыбы не сможет регулировать увеличение и уменьшение объема плавательного пузыря?

 

Рыба не сможет всплывать и погружаться.

 

10) Можно ли по цвету жабр определить свежесть рыбы как продукта питания? Какого цвета будут жабры у недавно пойманной рыбы? Объясните свою точку зрения. 

 

Можно, у свежей рыбы жабры розового цвета

 

11) Вспомните строение кровеносной системы ланцетника. Сравните кровеносные системы ланцетника и костных рыб. Какие усложнения вы выявили? 

 

У рыб и ланцетника имеется замкнутая кровеносная система. Но у рыб появляется двухкамерное сердце, состоящее из предсердия и желудочка.

 

12) Перечислите, в чем заключается хозяйственное значение рыб для человека. 

 

Рыба – ценный пищевой продукт. Из нее получают рыбий жир, содержащий витамин Д. Из плавников и плавательного пузыря осетровых получают клей.