Брюхоногие, Двустворчатые, Головоногие
1) Изучив текст параграфа, сформулируйте общие признаки типа Моллюски.
Тело мускулистое, мягкотелое
2) Покажите на конкретных примерах, что строение органов дыхания моллюсков обусловлено средой их обитания.
Улитки обитают на суше. Водное животное дышит жабрами.
3) Как вы считаете, с какой целью раковины моллюсков измельчают и добавляют в корм домашней птице?
Считается, что в ракушке есть минералные вещества и кальций
4) Выберите из перечисленных терминов те, которые обозначают части тела определенных моллюсков.
А-1,6,7,8,14,15
Б-3,9,11,12,13
В-2,4,5
5) Изучив текст параграфа, заполните таблицу.
Название моллюска Среда обитания Как передвигается С помощью чего передвигается Осьминог
Калмар
Улитки
море
пресные водоемы
суша
щупальцы
ноги
сокращение гладких мышц
плавники
лопасти
6) Используя рисунок 31 учебника,опишите, как осуществляется кровообращение у моллюсков.
Кровеносная система незамкнута. У моллюсков многокамерное сердце
7) Изучив текст параграфа,заполните таблицу.
Значение моллюсков
Моллюски Значение Примеры В природе Естественные очистители воды. Они служат пищей животных Фильтруя воду, очищают ее В хозяйственной деятельности человека Изготовление украшений Они создают жемчуг
8) Закончите предложения.
Не имеющее раковину тело моллюска покрыт густой слизью.Она защищает тело от излишнего испарения и высыхания. Это моллюски ведут преимущественно ночной образ жизни и прячутся под палками, досками и т.д.
9) Изучив текст параграфа и рисунки,выполните лабораторную работу №4 «Особенности строения и жизни моллюсков».зарисуйте раковины брюхоногих идвухстворчатых моллюсков и подпишите их названия.
10) Рассмотрите рисунки 32, 33,34 учебника (с.49, 51).Каких из нарисованных моллюсков вы видели? Выпишите их названия.
прудовик обыкновенны, слизень голубой
11) Изучив весь материал учебника по типу Моллюски, заполните таблицу.
Способы питания моллюсков
Способ питания Примеры моллюсков Фильтраторы Мидии Растительноядные Виноградная улитка Хищные Кальмар Паразиты Беззубки Трупоеды Креветки
12) Дайте определения понятий.
Реактивное движение — движение, происходящее за счет отделения тела.
Чернильный мешок — орган головоногих моллюсков, в коротом образуется черный пигмент
Пищеварительная железа — железа пищеварительной системы
Слюнная железа — железа ротовой полости
Мантийная полость — полость, снаружи которой мантия, внутри - тело животного
Терка — покрытый рядами зубчиков "язык"
13) На основании текста параграфа докажите, что моллюски стоят на более высокой ступени эволюционного развития,чем черви.
Моллюски более высокоорганизованные , чем черви по строению и поведению.
14) Заполните схему.
15) Внимательно рассмотрите рисунок и обозначьте внутренние органы моллюсков.
1.Нервные узлы
2.нервы
3.лёгкое
4. сердце
5.кровиносные сосуда
6.кишка
7.желудок
8.тёрка
* Какие новые органы появились у моллюсков по сравнению с червями?
сердце, почки, ноги
Кроссворд 2 "Моллюски"
Правильно заполнив кроссворд, в выделенных клетках вы получите ключевое слово - название вида головного моллюска.