1) Рассмотрите рисунок 143 учебника. Запишите изменения, происходящие в растительных сообществах с течением времени. Кратко охарактеризуйте каждый этап естественной смены растительных сообществ.
1 – На территории появляются мелколиственные растения. Они начинают активно использовать ресурсы земли
2 – Вскоре они истощают природные запасы на своей территории, и другие мелколиственные растения не могут вырасти. Вырастают хвойные.
3 – Мелколиственные деревья еще могут существовать на этой территории, а тем временем уже начинает формироваться хвойный лес.
4 – Крона мелколиственных деревьев снизу уменьшается, а тем временем хвойные дорастают до размеров мелколиственных растений.
5 – аналогично 4 пункту.
6 – Новые мелколиственные растения уже не могут вырасти – условия слишком изменились. Мелколиственные растения стареют и умирают, а на их месте формируется устойчивое сообщество – хвойный лес. Хвойные деревья теневыносливы и могут существовать в самых суровых условиях среды.
2) Назовите причины, вызывающие смену сообществ. Приведите два-три примера. Запишите их в таблицу.
Причины смены сообществ
Примеры
Внешние
Засуха, пожары, вызванные воздействием солнечных лучей
Внутренние
Истощение почв, большая конкуренция, недостаток света
Антропогенные
Вырубка лесов, загрязнение почв и воздуха
3) Составьте прогноз последствий воздействия человека на природные сообщества. Поясните на одном из примеров.
Если человек и дальше продолжит разрушать природу, строя заводы близ лесов, вырубая леса, разжигая в лесах пожары, убивая лесных животных, собирание лесных растений, это может кончиться тем, что данный биогеоценоз исчезнет с лица Земли.