1) Сформулируйте определения понятий.
Биогеоценоз – устойчивое сообщество растений, животных и микроорганизмов, находящихся в постоянном взаимодействии друг с другом и окружающей средой.
Экосистема – биологическая система, состоящая из сообщества живых организмов, среды их обитания, связей с окружающей средой.
Растительное сообщество – устойчивая совокупность растений, обитающих на одной территории.
Природное сообщество – совокупность растений, животных, микроорганизмов, приспособленных к условиям жизни на определенной территории, влияющих друг на друга и на окружающую среду.
2) Приведите пример биотопа и кратко опишите взаимодействие обитающих в нём живых организмов.
Например, лес. Все начинается с растений: деревьев, кустарников, трав. Как автотрофы, они создают органические вещества. Они – начало пищевой цепи. Многие грибы живут в симбиозе с растениями, получая от них органические вещества и отдавая минеральные вещества. Растениями питаются травоядные и всеядные обитатели леса (потребители 1 порядка), а ими – всеядные и хищники (потребители 2 порядка). Умирая, животные при помощи редуцентов оставляют минеральные вещества, нужные растениям. Встречается в лесу конкуренция (между деревьями, например, за солнечный свет) и паразитизм (трутовик и дерево).
3) Ознакомьтесь с заданием 5 к § 30 учебника и подготовьте сообщение. Составьте план.
4) Используя информационные ресурсы, подготовьте сообщение о двух-трёх природных сообществах России. Составьте план сообщения.
1) Природное сообщество Луг.
2) Природное сообщество Болото.
5) Экскурсия
Весенние явления в жизни экосистемы родного края (лес, парк, луг, болото, степь и др.)
Дата проведения: 15 апреля
Цель: использовать знания о многообразии и жизнедеятельности растений, их взаимосвязи с условиями среды обитания для объяснения весенних явлений в экосистеме.
Материалы и оборудование: фотоаппарат, блокнот, ручка, карандаши, папка.
Ход экскурсии
1) Запишите название экосистемы и названия преобладающих в ней видов растений, их жизненные формы.
Парк. Преобладают травы, но есть и деревья (яблони). Много одуванчиков.
* Назовите несколько цветущих растений (травянистых, кустарников, деревьев) и укажите сроки начала их цветения.
Одуванчик – 1 апреля. Шиповник – 4 апреля. Яблоня – 9 апреля.
3) Опишите условия среды обитания двух-трёх раннецветущих растений и их приспособленность к раннему цветению.
У яблони сильный аромат, у одуванчика – яркий цветок – это привлекает насекомых-опылителей ранней весной, когда их еще не так много. Цветет много луковичных, т.к. питательные вещества еще с осени запасены у них в луковицах.
* Приведите примеры способов опыления у названных вами растений и имеющихся у них для этого приспособлений.
Для цветов, которые опыляются ветром, свойственны не очень яркие цветки, которые и за цветки принять трудно (например, у подорожника), у яблони и одуванчика цветки яркие и сильный аромат, так как они опыляются насекомыми.
* Выполните рисунки (сделайте фотографии) раннецветущих растений.
* Сделайте вывод по результатам наблюдений.
Вывод: многие первоцветы имеют специальные приспособления, помогающие им выжить в условиях изменчивой погоды.