Главная / 6 класс / Рабочая тетрадь по биологии 6 класс Пономарева И.Н., Корнилова О.А.. / §30. Понятие о природном сообществе - биогеоценозе и экосистеме

§30. Понятие о природном сообществе - биогеоценозе и экосистеме

1) Сформулируйте определения понятий.

 

Биогеоценоз – устойчивое сообщество растений, животных и микроорганизмов, находящихся в постоянном взаимодействии друг с другом и окружающей средой.
Экосистема – биологическая система, состоящая из сообщества живых организмов, среды их обитания, связей с окружающей средой.
Растительное сообщество – устойчивая совокупность растений, обитающих на одной территории.
Природное сообщество – совокупность растений, животных, микроорганизмов, приспособленных к условиям жизни на определенной территории, влияющих друг на друга и на окружающую среду.

 

2) Приведите пример биотопа и кратко опишите взаимодействие обитающих в нём живых организмов.

 

Например, лес. Все начинается с растений: деревьев, кустарников, трав. Как автотрофы, они создают органические вещества. Они – начало пищевой цепи. Многие грибы живут в симбиозе с растениями, получая от них органические вещества и отдавая минеральные вещества. Растениями питаются травоядные и всеядные обитатели леса (потребители 1 порядка), а ими – всеядные и хищники (потребители 2 порядка). Умирая, животные при помощи редуцентов оставляют минеральные вещества, нужные растениям. Встречается в лесу конкуренция (между деревьями, например, за солнечный свет) и паразитизм (трутовик и дерево).

 

3) Ознакомьтесь с заданием 5 к § 30 учебника и подготовьте сообщение. Составьте план.

 

 

 

4) Используя информационные ресурсы, подготовьте сообщение о двух-трёх природных сообществах России. Составьте план сообщения.

 

1) Природное сообщество Луг.

2) Природное сообщество Болото.

 

5) Экскурсия

Весенние явления в жизни экосистемы родного края (лес, парк, луг, болото, степь и др.)
Дата проведения: 15 апреля 
Цель: использовать знания о многообразии и жизнедеятельности растений, их взаимосвязи с условиями среды обитания для объяснения весенних явлений в экосистеме.
Материалы и оборудование: фотоаппарат, блокнот, ручка, карандаши, папка.
Ход экскурсии

1) Запишите название экосистемы и названия преобладающих в ней видов растений, их жизненные формы.

 

Парк. Преобладают травы, но есть и деревья (яблони). Много одуванчиков.

 

Назовите несколько цветущих растений (травянистых, кустарников, деревьев) и укажите сроки начала их цветения.

 

Одуванчик – 1 апреля. Шиповник – 4 апреля. Яблоня – 9 апреля.

 

3) Опишите условия среды обитания двух-трёх раннецветущих растений и их приспособленность к раннему цветению.

 

У яблони сильный аромат, у одуванчика – яркий цветок – это привлекает насекомых-опылителей ранней весной, когда их еще не так много. Цветет много луковичных, т.к. питательные вещества еще с осени запасены у них в луковицах.

 

Приведите примеры способов опыления у названных вами растений и имеющихся у них для этого приспособлений.

 

Для цветов, которые опыляются ветром, свойственны не очень яркие цветки, которые и за цветки принять трудно (например, у подорожника), у яблони и одуванчика цветки яркие и сильный аромат, так как они опыляются насекомыми.

 

Выполните рисунки (сделайте фотографии) раннецветущих растений.

 

 

Сделайте вывод по результатам наблюдений.

 

Вывод: многие первоцветы имеют специальные приспособления, помогающие им выжить в условиях изменчивой погоды.