Главная / 6 класс / Рабочая тетрадь по биологии 6 класс Пономарева И.Н., Корнилова О.А.. / §21. Отдел Моховидные. Общая характеристика и значение

§21. Отдел Моховидные. Общая характеристика и значение

1) Охарактеризуйте основные признаки отдела моховидных и признаки каждого класса в отделе.

 

Отдел Моховидные

Классы

Признаки отдела

Признаки класса

Роль в природе

Печёночники

Отдел растений со слабо развитой протонемой; распространены по всему земному шару, особенно в тропиках. Число видов – от 6 до 8 тысяч

Слоевище, разделенное на две ткани, стелющиеся, есть ризоиды

Фотосинтез

Листостебельные

Листостебельные размножаются половым и бесполым путем, оплодотворение происходит при наличии воды

Наличие микроскопических листьев и стебля, ризоидов, спорофит, приспособлен к воздушной среде

Автотрофы, часть пищевой цепи, регуляторы водного режима ландшафтов, торфонакопители

 

2) Составьте короткий рассказ о том, что изображено на рисунке. Назовите этапы (стадии) этого процесса, отмеченные цифрами. На рисунке показан жизненный цикл мхов.

 

1 - из оплодотворенной зиготы развивается коробочка

2 - когда споры созреют, она открывается

3 - споры легко распространяются ветром

4 - у них появляется протенома

5 - и вскоре образуется новое растение 

 

3) Опишите роль главного факторы в размножении мхов.

 

Это вода. Без воды сперматозоиды мхов не способны достигнуть яйцеклетки.

 

4) Выполните лабораторную работу №6.

Тема: «Изучение внешнего строения моховидных растений».

Цель работы: знакомство с внешним строением зелёного мха.

Оборудование и материалы

1. Лупа ручная, склянка с водой, предметное стекло.
2. Кукушкин лён (гербарный и раздаточный материал), мох сфагнум.

Ход работы

1) Изучите особенности строения зелёного мха на примере кукушкина льна: его стебель, листья, коробочку на ножке. Определите, мужское или женское это растение.
2) Изучите строение коробочки. Снимите колпачок.
3) На лист бумаги высыпьте часть спор. Рассмотрите их под лупой.
4) Подуйте слегка на споры. Отметьте, как они легко разлетаются от дуновения. Сделайте вывод о расселении растения.
5) Сравните кукушкин лён с болотным мхом сфагнумом. Отметьте особенности их строения, формы листьев, коробочек, стеблей.
6) На предметное стекло поместите большую каплю воды. Положите на неё сфагнум. Понаблюдайте, что произойдёт.
7) Сделайте вывод об особенностях строения мхов.

 

 

Вывод: в отличие от низших растений – водорослей и лишайников – тело большинства мохообразных представлено побегом, состоящим из стебля и листьев, только у части мохообразных тело представлено слоевищем.