1) Рассмотрите рисунок поперечного среза стебля трехлетнего побега липы. Определите части стебля. Расставьте соответствующие цифры на рисунке:
1 – корка;
2 – луб;
3 – кора;
4 – камбий;
5 – древесина с годичными кольцами;
6 – сердцевина.
2) Установите соответствие между строением и функциями частей стебля.
Строение части стебля Функции части стебля Корка Защита Луб Транспорт органических веществ к корню и другим частям растения Кора Наружный слой стебля Камбий Образование новых клеток Годичные колца Показывают возраст растения Сердцевина Запасающая
3) Рассмотрите рисунок. Назовите побеги и укажите признаки их видоизменений.
1 – корневище
2 – клубень
3 – луковица
4) Выполните лабораторную работу № 4.
Тема: «Внешнее строение корневища, клубня и луковицы».
Цель работы: Изучить строение подземных побегов.
Оборудование и материалы
1. Лупа ручная, препаровальная игла.
2. Клубень картофеля, гербарий корневищного растения (пырея), луковица лука репчатого.
Ход работы
1) Рассмотрите в гербарии пырей и его корневище. Найдите узлы, междоузлия, чешуевидные листья и придаточные корни. Сделайте вывод о значении корневища для растения.
2) Рассмотрите клубень картофеля. Найдите его глазки. Рассмотрите глазки под лупой, найдите в них почки. Опишите признаки, по которым вы их определили.
3) Рассмотрите разрезанную вдоль луковицу. Найдите у неё стебель и листья. Определите, чем отличается луковица от корневища и клубня.
4) Сделайте вывод о сходстве и различии строения корневища, клубня и луковицы.
Вывод: Все они имеют сходные черты строения: узлы, междоузлия, верхушечные и боковые почки, видоизмененные листья. Лук и картофель – шарообразные плоды. Различие заключается во внешнем виде.