1) Проделай опыт вместе с одноклассником. Приложи ухо к концу деревянной или металлической линейки и попроси товарища постучать карандашом о другой ее конец. Повтори опыт, поменявшись ролями. Обсудите результаты и сделайте вывод: может ли звук распространяться в твердых телах?
Вывод: Звук может распространяться в твердых телах
2) В конце каждого урока звенит звонок, возвещающий об окончании занятий. Уточни на перемене, где в школе установлен источник звука, который слышен в классе. Поясни, как распространяется звук, используя схему.
Практическая работа.
Звуки общения животных.
Цель работы: ознакомиться с ролью звука в жизни различных животных.
Ход работы:
1. Прослушай записи: «Звуки общения рыб», «Звуки общения земноводных», «Голоса птиц».
2. Отметь, в жизни каких животных звуки общения помогают обеспечить:
а) защиту потомства — Дельфины
б) поиск корма — Морские свинки
в) общение с представителями своего вида — для белого аиста звуки заменили голосовое общение
Д1) Проведи опыты, подтверждающие вывод:
Звуки издают колеблющиеся тела — источники звука.
* Возьми несколько расчесок с разными зубцами, проведи по зубцам пальцем. Будет ли одинаковым их звучание?
* Приложи руку к гортани. Произнеси несколько слов. Что ощутила твоя рука?
* Приготовь две спички, два пустых спичечных коробка и нитку. Сделай «телефон» и объясни его работу.
Заполни дневник исследователя.
№ п/п
Что делаю
Что наблюдаю
1
Беру расческу с разными зубцами и провожу пальцем по зубам
Звучание будет не одинаковым
2
Приложу руку к гортани. Произношу слова
Рука ощущает голосовую вибрацию
3
Сделал «телефон» из 2х спичек и 2х пустых коробков и ниток
Если тронуть нить, возникнет звуковая волна, ухо слышит звук
Д2) Проведи наблюдение за домашними животными или птицами сада, парка. Опиши один-два примера, пояснив значение звукового общения в жизни животных. Сдай работу на проверку учителю.