Работаем с текстом

1) Найдите и выпишите из текста 35 учебника фразы, подтверждающие, что органы растений способны к движению.

 

Многие движения растения совершают во время роста: главный корень под действием земного притяжения растет вниз, а надземный побег под действием света вверх. Листовые пластинки растений располагаются перпендикулярно солнечным лучам.

 

2) Прочитайте текст и вставьте пропущенные слова.

 

В 1862 году немецкий ботаник Юлиус Сакс провел следующий опыт. У комнатного растения он закрыл с двух сторон одну половину листа темной бумагой, другую оставил открытой. Растение выставил на свет. Спустя некоторое время Ю. Сакс обесцветил этот лист кипячением в спирте и нанес на него йодный раствор. Половина листа, которая была накрыта бумагой, цветной реакции не дала. Вторая окрасилась в фиолетовыйцвет. Это показало наличие в нем крахмала. Данный опыт доказал, что процесс фотосинтеза происходит при наличии в нем света.

 

3) Вставьте в текст о способах питания растений пропущенные слова.

 

Растениям для жизнедеятельности необходимы минеральные и органические вещества. Минеральныевещества растения получают из почвы, этот процесс называют почвенным питанием. Органические вещества растения создают самостоятельно в процессе фотосинтеза. Его называют также воздушнымпитанием растений. Растения, произрастающие на бедных азотом почвах, восполняют недостаток питательных веществ путем переваривания насекомых. Такие растения называют плотоядными.

 

4) Внимательно прочитайте текст и ответьте на вопросы к нему.

 

Человек в среднем за сутки потребляет 430 граммов кислорода и выдыхает 800 граммов углекислого газа. Один гектар зеленых насаждений поглощает примерно сколько же углекислого газа, сколько выдыхают 200 человек, при этом выделяет 80 кг кислорода в сутки.

 

Какое количество кислорода в сутки необходимо жителям вашего города?

 

288 000 кг

 

Какова должна быть площадь зеленых насаждений в этом городе?

 

3225 г

 

5) Прочитайте стихотворение А. Н. Майкова. Ответьте на вопросы.

 

Кругом пестреет лес зеленый;

Уже румянит осень клены,

а ельник зелен и тенист;

Осинник желтый бьет тревогу;

Осыпался с березы лист

И, как ковер, устлал дорогу...

 

О каком явлении в жизни растений идет речь?

 

Листопад

 

Какие две группы растений описаны в стихотворении?

 

Листопадные и вечнозеленые

 

Какое значение имеет данный процесс в жизни растений?

 

Перезимовка

 

6) Прочитайте текст 40 учебника. Сформулируйте выводы

О значении для экосистемы:

 

Гетеротрофных бактерий – разлагают органические вещества;

Автотрофных бактерий – фотосинтезируют

Грибов – разрушают органические вещества до неорганических

 

7) Прочитайте «Биофокус» в тексте 41 учебника. Составьте схему «Условия дыхания растений».

 

 

8) Используя тексты 4 и 42 учебника, составьте план доклада по теме «Дыхание живых организмов».

 

Растение дышит всеми органами, процесс их дыхания зависит от света, воды и энергии. Бактерии дышат аэробно и анаэробно. Последние извлекают энергию в «результате брожения и в кислороде не нуждаются. Большинство грибов - аэробы, есть и анаэробы, которые широко используются в пищевой промышленности. Насекомые дышат при помощи трахей, водные животные (кроме водных "млекопитающих) - при помощи жабр, а все остальные животные - легкими.

 

9) Используя текст учебника, выясните, чем представлены органы выделения у:

 

Амебы – сократительной вакуолью;

Хламидомонады – дыхание всей поверхностью тела;

Гидры – дыхание всей поверхностью тела;

Дождевого червя – канальца;

Карася – почки;

Ласточки – почки;

Кролика – почки.

 

10) Найдите в тексте учебника и запишите определение обмена веществ.

 

Обмен веществ – взаимосвязанные процессы поглощения, создания, разрушения, передвижения и выделения.

 

11) Вставьте пропущенные слова.

 

Цветки, имеющие как тычинки, так и пестики, называют обоеполыми. Цветок, имеющий только тычинки, называют тычиночным, а цветок, имеющий только пестик, называют пестичным. Если на растении развиваются как тычиночные, так и пестичные цветки, то его называют двудомным. Если тычиночные цветки расположены на одних растениях, а пестичные - на других, то такие растения называют однодомными.

 

12) Прочитайте текст. Объясните описываемое в нем явление.

 

Цветки петуньи и жимолости днем пахнут очень слабо.Цветки пеларгонии и многих гвоздик в светлое время суток не пахнут совсем.Однако после захода солнца и до полуночи они начинают обильно выделять пахучие вещества,и в результате от них исходит удивительно сильный и приятные аромат.

Эти цветки опыляют ночные насекомые.

 

13) Прочитайте текст. Установите, какое природное явление в нем описывается.

 

В 4-5 часов утра раскрываются цветы мака, цикория, шиповника. В 7 часов — салата, кувшинки, а спустя 2-3 часа при ясной погоде — одуванчика, календулы. У других растений рас- пускание цветков происходит с наступлением сумерек, например у душистого табака, ночной красивицы.

Природное явление – цветочные часы.

 

Какое практическое применение могут найти знания об этом явлении?

 

Цветки многих растений используются в пищевой промышленности и медицине. Если знать когда они раскрываются, то это поможет запланировать, в какое время начинать их сбор.

 

14) Прочитайте текст. Установите, о каком процессе в нем идет речь.

 

Крылатые плоды берёзы могут отлетать от материнского растения более чем на полтора километра. Ещё дальше распространяются семена ели. Каждое из них имеет крылышко. Высыпаясь из шишек зимой, семена, как лодочки с парусом, скользят по снегу, гонимые попутным ветром, далеко-далеко от родного леса.

Процесс – распространение семян.

 

Каково значение данного процесса в жизни растений?

 

Семена - орган размножения растений, содержащий запас питательных веществ и зародыш растений. Благодаря семенам растения размножаются.

 

15) Используя текст 51 учебника, составьте схему «Периоды индивидуального развития животных».

 

 

16) Определите, какое явление в жизни животных описано в стихотворении А. А. Блока.

 

Овин расстелет низкий дым,

И долго под овином

Мы взором пристальным следим

За лётом журавлиным...

Летят, летят косым углом,

Вожак звенит и плачет...

О чём звенит, о чём, о чём?

Что плач осенний значит?

Миграция

 

Перечислите виды птиц, которые осенью улетают в теплые края.

 

Стриж, журавль, скворец, ласточка, жаворонок и др.