1) Прочитайте текст учебника «Взаимосвязь органов и систем органов» и составьте схему «Взаимосвязь органов и систем органов животных».

 

 

2) Прочитайте текст, вставьте пропущенные слова.

 

Вегетативные органы растений - корень, побег. Они обеспечивают питание, развитие и рост растения. Кореньвысасывает из почвы воду и минеральные вещества, укрепляет растение в почве. Побег состоит из стебля, листьев и почек. Основная функция листьев - образование органических веществ.

 

3) Выпишите из текста учебника доказательства того, что почка – зачаточный побег.

 

Почка покрыта плотными чешуями, под которыми находятся зачаточный стебель и маленькие зачаточные листья.

 

4) Прочитайте текст, вставьте пропущенные слова.

 

Почка представляет собой зачаточный побег. Различают почки вегетативные и генеративные. Благодарявегетативным почкам происходит нарастание и ветвление побега. Из генеративных почек развиваются цветки или соцветия, а затем плоды.

 

5) Дайте название тексту и ответьте на вопросы к нему.

 

Фитонциды чеснока и хрена

Органы многих растений выделяют эти вещества. Их название происходит от греческого "фитон" - растение и "цидо" - убиваю. Они подавляют рост и развитие живых организмов, чаще всего - микроорганизмов. Эти вещества открыты российским биологом Борисом Петровичем Токиным еще в 1928 году и к настоящему времени обнаружены почти во всех растениях. Чаще всего они накапливаются в листьях растений и выделяются ими в атмосферу, за что их называют летучими. Интересно, что действие этих веществ на возбудителей болезни человека и животных сильнее, чем на возбудителей болезни самих растений.

 

В тексте учебника найдите название растений, содержащих большое количество этих веществ.

 

Чеснок, хрен

 

Найдите в интернете другие примеры использования растений, использующих эти вещества.

 

Для лечения гнойных ран, трофических язв, трихомонадного кольпита.

 

6) Объясните осеннее разнообразие красок, описанное в стихотворении И. А. Бунина, с точки зрения ученого-ботаника.

 Лес,точно терем расписной.

Лиловый,золотой,багряный,

Веселой,пестрою стеной

Стоит над светлою поляной.

Какие процессы происходят в это время внутри листа?

 

Осенью сокращение длины светового дня является сигналом для растений - они начинают сбрасывать листья. Синтез органических веществ останавливается, листья перестают вырабатывать органические вещества, хлорофилл разрушается. Лист отмирает.

 

7) Отгадайте загадки. Ответьте на вопросы

Красная девица росла в темнице,

Люди в рук брали, косы рвали.

 

Растение морковь

 

Какой орган видоизменён?

 

Корень

 

Какое название носит это видоизменение?

 

Корнеплод

 

Кругла , а не месяц ,

Желта , а не масло ,

С хвостом , а не мышь .

 

Растение репа

 

Какой орган видоизменён?

 

Корень

 

Какое название носит это видоизменение?

 

Корнеплод

 

Лоскуток на лоскутке - зелёные заплатки ,

Целый день на животе греется на грядке .

 

Растение Капуста

 

Какой орган видоизменён?

 

Почка

 

Какое название носит это видоизменение?

 

Кочан

 

Сидит дед , во сто шуб одет.

Кто его раздевает , тот слёзы проливает.

 

Растение лук

 

Какой орган видоизменён?

 

Подземный побег

 

Какое название носит это видоизменение?

 

Луковица

 

8) Вставьте в текст пропущенные слова. Ответьте на вопросы.

 

Движение может происходить на уровне клетки (перетекание цитоплазмы), на уровне отдельных органов (сокращение сердца) и всего организма в целом. У большинства растений сокращение совершается на клеточном уровне, иногда — на уровне органов. Большинство животных обладают способностью к перемещению в пространстве. В результате они находят пищу, спасаются от хищников, приспосабливаются к неблагоприятным условиям обитания, размножаются. Движение возможно благодаря координированной работе нервной и опорно-двигательной систем.

 

Приведите примеры, подтверждающие, что животные благодаря перемещению в пространстве приспосабливаются к неблагоприятным условиям обитания.

 

Если мы капнем каплю уксуса близ того места, где ползет амёба, то последняя я повернет от этого места прочь.

 

9) Выпишите из текста 34 учебника значение нервной системы.

 

Вместе с эндокринной системой она обеспечивает согласованную работу всех систем органов.

 

*Опишите, как выглядят:

 

Самая примитивная нервная система (приведите пример) - нервная сеть (гидра)

Наиболее развитая нервная система (приведите пример) – у позвоночных животных: центральная (головной и спинной мозг) и периферическая (нервы и нервные узлы)