1) Прочитайте текст учебника «Взаимосвязь органов и систем органов» и составьте схему «Взаимосвязь органов и систем органов животных».
2) Прочитайте текст, вставьте пропущенные слова.
Вегетативные органы растений - корень, побег. Они обеспечивают питание, развитие и рост растения. Кореньвысасывает из почвы воду и минеральные вещества, укрепляет растение в почве. Побег состоит из стебля, листьев и почек. Основная функция листьев - образование органических веществ.
3) Выпишите из текста учебника доказательства того, что почка – зачаточный побег.
Почка покрыта плотными чешуями, под которыми находятся зачаточный стебель и маленькие зачаточные листья.
4) Прочитайте текст, вставьте пропущенные слова.
Почка представляет собой зачаточный побег. Различают почки вегетативные и генеративные. Благодарявегетативным почкам происходит нарастание и ветвление побега. Из генеративных почек развиваются цветки или соцветия, а затем плоды.
5) Дайте название тексту и ответьте на вопросы к нему.
Фитонциды чеснока и хрена
Органы многих растений выделяют эти вещества. Их название происходит от греческого "фитон" - растение и "цидо" - убиваю. Они подавляют рост и развитие живых организмов, чаще всего - микроорганизмов. Эти вещества открыты российским биологом Борисом Петровичем Токиным еще в 1928 году и к настоящему времени обнаружены почти во всех растениях. Чаще всего они накапливаются в листьях растений и выделяются ими в атмосферу, за что их называют летучими. Интересно, что действие этих веществ на возбудителей болезни человека и животных сильнее, чем на возбудителей болезни самих растений.
* В тексте учебника найдите название растений, содержащих большое количество этих веществ.
Чеснок, хрен
* Найдите в интернете другие примеры использования растений, использующих эти вещества.
Для лечения гнойных ран, трофических язв, трихомонадного кольпита.
6) Объясните осеннее разнообразие красок, описанное в стихотворении И. А. Бунина, с точки зрения ученого-ботаника.
Лес,точно терем расписной.
Лиловый,золотой,багряный,
Веселой,пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.
Какие процессы происходят в это время внутри листа?
Осенью сокращение длины светового дня является сигналом для растений - они начинают сбрасывать листья. Синтез органических веществ останавливается, листья перестают вырабатывать органические вещества, хлорофилл разрушается. Лист отмирает.
7) Отгадайте загадки. Ответьте на вопросы
Красная девица росла в темнице,
Люди в рук брали, косы рвали.
Растение морковь
* Какой орган видоизменён?
Корень
* Какое название носит это видоизменение?
Корнеплод
* Кругла , а не месяц ,
Желта , а не масло ,
С хвостом , а не мышь .
Растение репа
* Какой орган видоизменён?
Корень
* Какое название носит это видоизменение?
Корнеплод
* Лоскуток на лоскутке - зелёные заплатки ,
Целый день на животе греется на грядке .
Растение Капуста
* Какой орган видоизменён?
Почка
* Какое название носит это видоизменение?
Кочан
* Сидит дед , во сто шуб одет.
Кто его раздевает , тот слёзы проливает.
Растение лук
* Какой орган видоизменён?
Подземный побег
* Какое название носит это видоизменение?
Луковица
8) Вставьте в текст пропущенные слова. Ответьте на вопросы.
Движение может происходить на уровне клетки (перетекание цитоплазмы), на уровне отдельных органов (сокращение сердца) и всего организма в целом. У большинства растений сокращение совершается на клеточном уровне, иногда — на уровне органов. Большинство животных обладают способностью к перемещению в пространстве. В результате они находят пищу, спасаются от хищников, приспосабливаются к неблагоприятным условиям обитания, размножаются. Движение возможно благодаря координированной работе нервной и опорно-двигательной систем.
* Приведите примеры, подтверждающие, что животные благодаря перемещению в пространстве приспосабливаются к неблагоприятным условиям обитания.
Если мы капнем каплю уксуса близ того места, где ползет амёба, то последняя я повернет от этого места прочь.
9) Выпишите из текста 34 учебника значение нервной системы.
Вместе с эндокринной системой она обеспечивает согласованную работу всех систем органов.
*Опишите, как выглядят:
Самая примитивная нервная система (приведите пример) - нервная сеть (гидра)
Наиболее развитая нервная система (приведите пример) – у позвоночных животных: центральная (головной и спинной мозг) и периферическая (нервы и нервные узлы)