§7. Дыхание

121) Сформулируйте несколько вопросов, ответы на которые вы хотите получить при изучении этой темы.

 

Почему человек дышит? Какие функции выполняет кислород в организме человека?

 

122) Прочитайте статью «Значение дыхания» (§26). Перечислите функции, которые выполняют органы дыхания.

 

Обмен газов между воздушной средой и лёгкими.

Обмен газов между лёгкими и кровью.

Транспортировка газов кровью; газообмен в тканях; очищение воздуха; утепление.

 

123) Напишите этапы газообмена.

 

1) Обмен газов между воздушной средой и лёгкими

2) Обмен газов между лёгкими и кровью

3) Транспортировка газов кровью

4) газообмен в тканях

 

*Сопоставьте процессы, происходящие при лёгочном и клеточном дыхании.

 

Легочное дыхание Клеточное дыхание
Обеспечивает газообмен между воздухом и кровью Обеспечивает газообмен между клетками ткани и кровью

 

124) Рассмотрите рисунок. Подпишите указанные на нём структуры дыхательной системы.

 

1 – носовая полость

2 – носоглотка

3 – глотка

4 – гортань

5 – трахея

6 – бронхи

7 – альвеолы

8 – легкие (плевра)

 

125) Прочитайте статью «Носовая полость» (§26). Перечислите функции верхних дыхательных путей и укажите структуры, которые их выполняют.

 

Функция Структура
Выделяется слизь, которая увлажняет поступающий воздух, задерживает пыль, убивает микробы Поверхность внутренней полости (мерцательный эпителий)
Скогревает кровь Сеть кровеносных сосудов
Борются с микроорганизмами Фагоциты, лимоциты, антитела
Воспринимают запахи Обонятельные рецепторы

 

126) Прочитайте статью «Гортань – орган голосообразования» (§26). Подпишите указанные на рисунке элементы строения гортани.

 

1 – надгортанник

2 – щитовидный хрящ

3 – черпаловидные хрящи

4 – перспективный хрящ

6 – голосовые связки

 

127) Ответьте на вопросы. Производным какого хряща является кадык?

 

Щитовидного.

 

В каком положении находятся голосовые связки:

 

при дыхании – разведены;

при пении и речи – смыкаются, но остается щель; 

при шёпоте – замкнуты?

 

Чем объясняется разная высота голоса у мужчин и женщин?

 

Длинной связок.

 

Что определяет тембр голоса?

 

Резонаторы.

 

128) Дайте определение понятия артикуляция.

 

Работа органов (языка, голосовых связок, губ, резонатора) при произнесении членораздельных звуков.

 

129) Рассмотрите рисунок 79 в учебнике. Объясните, почему задняя стенка трахеи мягкая.

 

Это способствует беспрепятственному прохождению пищевого комка по пищеводу.

 

130) Прочитайте §27 и объясните следующие термины.

 

«Ворота лёгких» – место входа бронхов, вен и легочных артерий в легкие.

Лёгочная плевра – внешняя оболочка легких.

Пристеночная внутренняя оболочка легких.

Плевральная полость – узкая щель между легочной и пристеночной плеврой.

 

131) Ответьте на вопросы. По каким сосудам венозная кровь приходит в лёгочные альвеолы?

 

По лёгочным артериям.

 

Чем отличается гемоглобин в артериальной и венозной крови? 

 

Наличием кислорода (в артериальной крови он присутствует).

 

На каком этапе процесса дыхания происходит реакция HbO8 = Hb + 4O2

 

Газообмен в тканях.

 

132) Прочитайте первую статью 28 и укажите верную последовательность событий, происходящих при вдохе, перечислив их буквенные обозначения в нужном порядке. Перечень событий при вдохе в произвольном порядке:
а – расширение лёгких, б – падение давления в альвеолах, 
в – расширение грудной полости, г – сокращение наружных межрёберных мышц и диафрагмы, д – падение давления в плевральной полости, е – заполнение лёгких воздухом.

 

г, в, д, а, б, е.

 

133) Опишите в нужной последовательности процессы, происходящие при спокойном выдохе.

 

Выдох начинается с того, что межрёберные мышцы расслабляются. Под действием силы тяжести грудная стенка опускается вниз, а диафрагма поднимается вверх, поскольку растянутая стенка живот давит на внутренние органы брюшной полости, а они – на диафрагму. Объём грудной полости уменьшается, легкие сдавливаются, давление воздуха в альвеолах становится выше атмосферного, и часть его выходит наружу.

 

134) Прочитайте статью «Нервная регуляция дыхания» (§28). Допишите утверждения.

 

Нервные центры вдоха и выдоха расположены в продолговатом мозгеСужение альвеол рефлекторно вызывает вдох, а расширение альвеол рефлекторно вызывает выдох.

 

135) Отчёт о лабораторной работе «Измерение охвата грудной клетки в состоянии вдоха и выдоха» (с. 184–185 учебника).

 

Охват грудной клетки, см

при вдохе (А) при выдохе (Б) А-Б
90 82 8

Вывод: При вдохе грудная клетка расширяется

 

136) Прочитайте статью «Жизненная ёмкость лёгких» (§29). Ответьте, сколько кубических сантиметров воздуха находится в лёгких равна 3500 см3, а остаточный воздух занимает объём 1200 см3.

 

3500 + 1200 = 4700 см3.

 

137) Прочитайте статью «Болезни дыхательной системы» (§29). Допишите утверждения.

 

Возбудителем туберкулёза является палочка Коха.

Она может попасть в организм здорового человека через дыхательные пути, с пищей.

Причиной рака лёгких чаще всего бывает у курящих людей

Для ранней диагностики этих опасных болезней применяют флюорографию.

 

138) Прочитайте статьи «Придаточные пазухи носа», «Миндалины», «Аденоиды» и «Дифтерия» (§26) и законспектируйте их в виде таблицы.

 

Заболевание Симптомы Причины Профилактика и лечение
Гайморит Нарушение носового дыхания, выделения из носа слизи, повышение температуры, снижение работоспособности Грипп, ОРЗ, ангина Укрепление иммунитета, ЗОЖ, своевременное лечение
Фронтит Нарушение носового дыхания, выделения из носа слизи, повышение температуры, снижение работоспособности Грипп, ОРЗ, ангина Укрепление иммунитета, ЗОЖ, своевременное лечение
Тонзиллит Неприятный запах изо рта, воспаление миндалин Лимфоциты и фагоциты не справляются с микробами и происходит заражение Укрепление иммунитета, ЗОЖ, своевременное лечение
Разросшиеся аденоиды Осложненно носовое дыхание, насморк Разрастание лимфоидной палочки Укрепление иммунитета, ЗОЖ, своевременное лечение
Дифтерия Повышение температуры, налет на миндалинах Заражение дифтерийной палочкой Вакцинация

 

139) Прочитайте статьи о первой помощи при различных травмах дыхательной системы (§29). Законспектируйте материал в форме таблицы.

 

Вид травмы Первая помощь
Утопление После того как утопавшего извлекли из воды, прежде всего надо освободить его дыхательные пути от воды. С этой целью пстрадавшего кладут животом на колено, и резкими движениями сдавливают живот и грудную клетку или резко встряхивают пострадавшего. После удаления воды при необходимости применяют искусственное дыхание
Удушье при обмороке Прежде вмего надо прислушатся к дыханию.если оно сопровождается хрипом или прекращается вовсе, необходимо открыть пострадавшему рот и оттянуть его язык вперед, либо переменить положение головы, откинув ее назад. Полезно дать понюхать нашатырный спирт, это возбуждает дыхательный центр и содействует восстановлению дыхания
Завалы земьей После извлечения человека из завала необходимо прежде всего восстановить его дыхание. Сначала надо очистить рот и нос от грязи, затем начать искусственное дахание, непрямой массаж сердца. Только после восстановления дыхания можно приступить к осмотру повреждений, наложение жгутов и шин
Поражение молнией

Если электротравма была небольшой и человек сам вышел из состояния обморока, необходимо осмотреть места поражения, наложить повязку и немедленно отправить пострадавшего в больницу, поскольку может наступить потеря сознания из за сердечной недостаточности.

При тяжелых случаях электротравм происходит остановка дыхания. В этом случае применяют искусственное дыхание, а при остановке сердца - непрямой массаж

Поражение техническим током Аналогично при порожении молний, но сначала нужно обесточит провод

 

140) Оцените, что нового вы узнали при изучении этой темы. Предположите, как могут пригодиться вам эти знания в повседневной жизни.

 

Я узнал о заболеваниях дыхательных путей и о мерах профилактики этих заболеваний. А также я узнал о правильной первой помощи при разных опасных ситуациях.

 

141) Решите кроссворд №7.