§39. Класс Птицы

152) Зарисуйте схему внешнего строения птицы, подпишите основные части тела. Какие особенности внешнего строения птицы связаны с её способностью к полету?

 

1) Обтекаемая форма тела

2) Наличие крыльев

3) Перьевой покров

4) Небольшая голова, длинная шея, туловище и конечности более компактны

 

153) Рассмотрите рисунок. Напишите названия частей пера, обозначеннных цифрами.

 

1) опахало

2) стержень (ствол)

3) очин

 

154) Изучите таблицу «Класс Птицы. Строение голубя». Рассмотрите рисунок. Напишите названия костей скелета птицы, обозначенных цифрами.

 

 

1) череп 

2) кисть

3) предплечье

4) плечо

5) копчиковая кость

6) бедро

7) голень

8) цевка 

9) пальцы

10) грудина с килем

11) шейный отдел позвоночника

 

155) Укажите особенности скелета, связанные с приспособленностью птиц к полету.

 

Преобразование передних конечностей в крылья, тонкие кости с обширными воздушными полостями

 

156) Рассмотрите рисунок. Цветными карандашами раскрасьте кровеносную систему птицы. Подпишите её части. Укажите стрелками движение артериальной и венозной крови.

 

1- сердце

2 - сонная артерия

3 - правая дуга аорты

4 - спинная аорта

5 - задняя полая вена

6 - передняя полая вена

7 - легочная артерия

8 - легочная вена

9 - капиллярная сеть

 

157) Заполните таблицу.

 

Системы органов птиц.

Система органов птиц Органы Особенности строения птицы, связанные со способнотью к полету
Нервная система головной и спинной мозг мозжечок отвечает за координацию. Сложные рефлексы и инстинкты
Органы чувств внутренне и среднее ухо, глаза, обоняние, вкус и осязание Зрение и слух значимы для полета
Кровеносная система 4х-камерное сердце, два круга кровообращения(артерии, вены, капилляры) частое сердцебиение, большие нагрузки
Дыхательная система глотка, трахея, гортань, бронхи, губчатые легкие. Есть голосовые связки и воздушные мешки двойное дыхание
Пищеварительная система рот, глотка, пищевод, зоб, желудок, кишечник, клоака зоб - накопление пищи, быстрый обмен веществ
Выделительная система почти, мочеточник, клоака нет мочевого пузыря, мочеточники открывются в клоаку
Половая система семенники, семяпроводы/яичник, яйцевод правый яичник и яйцевод не развиваются (для облегчения веса)

 

158) Рассмотрите рисунок. Подпишите названия отделов головного мозга птицы.

 

 

159) Опишите процесс двойного дыхания птицы.

 

При вдохе у птиц увеличивается объем полости тела и воздушные мешки расширяются, засасывая воздух. При этом воздух из легких насасывается в передние воздушные мешки, а воздух из внешней среды по трахее, бронхам идет в легкие и в задние воздушные мешки. При выдохе объем полости тела уменьшается и под давлением внутренних органов воздух выдавливается из воздушных мешков. Содержащий много кислорода воздух из задних воздушных мешков нагнетается в легкие, а воздух из передних мешков, содержащий уже мало кислорода, но много углекислого газа, проталкивается в трахею и выводится наружу. Таким образом, насыщенный кислородом воздух практически непрерывно, и при вдохе и при выдохе, проходит через легкие, обогащая кровь кислородом («двойное дыхание»).

 

160) Рассмотрите рисунок. Подпишите части половой системы птицы, обозначенные цифрами.

 

1) яичник

2) яйцевод

3) клоака

4) почка

5) мочеточник

6) семяпровод

7) семенник

 

161) Опишите процесс размножения и развития птицы.

 

  Яйцеклетки у птиц крупные, богатые желтком, созревают неравномерно. Созревшая яйцеклетка попадает в яйцевод. В верхней его части происходит оплодотворение. Стенки яйцевода сокращаются, проталкивая яйцо (оплодотворенную яйцеклетку) в сторону клоаки. При движении оно покрывается оболочками. Вначале яйцо покрывается белковой, потом двумя волокнистыми (подскорлуповыми) и затем скорлуповой оболочками. Яйцо попадает в клоаку и откладывается наружу. 
Яйца птиц крупные, содержат много питательных веществ в белке и желтке. 
Зародыш в яйце развивается очень быстро, при высокой температуре (37-З8 °С) и определенной влажности. К концу развития птенец заполняет всю внутреннюю полость яйца.
При вылуплении птенец прорывает пергаментную оболочку, просовывает клюв в воздушную камеру и начинает дышать. При помощи яйцевого зуба (бугорка на надклювье) птенец разламывает скорлупу и выбирается из нее.

 

162) Выполните лабораторную работу «Внешнее строение птицы».
1) Рассмотрите внешнее строение птицы. Опишите форму её тела, окраску оперения.

 

Тело птицы покрыто перьями, передние конечности видоизменены в органы полета — крылья. Ноги птиц массивны, имеют четыре отдела: бедро, голень, цевку и 4 пальца. У птицы на голове имеется клюв, глаза. Форма тела обтекаемая. Цвет перьевого покрова маскировочный. 

 

2) Сделайте рисунок и подпишите части тела птицы.

 

 

3) Рассмотрите голову птицы. Какие органы на ней расположены?

 

Глаза, ушные отверстия (прикрыты перьями – только среднее ухо), клюв, ноздри. 

 

4) Рассмотрите конечности птицы. Каковы особенности их строения?

 

Для полета служат видоизмененные передние конечности — крылья. Ноги птиц имеют четыре отдела: бедро, голень, цевку и пальцы. Обычно ноги четырехпалые, но иногда число пальцев сокращается до трех и даже двух. Из четырех пальцев в преобладающем большинстве случаев три являются направленными вперед, а одни — назад.

 

5) Рассмотрите перьевой покров птицы. Сделайте рисунки различных типов перьев.

 

 

6) Зарисуйте схему строения контурного пера. Подпишите его части.

 

 

7) Какие особенности внешнего строения птицы связаны с её приспособленностью к полету?

 

Преобразование передних конечностей в крылья

 

163) Рассмотрите рисунки. Напишите названия экологических групп, к которым относятся изображенные птицы.

 

1) лесные птицы

2) птицы открытых пространств

3) птицы водоплавающие и птицы водоемов и прибрежий

4)  птицы, добывающие корм в воздухе

5) дневные хищные птицы