Главная / 7 класс / Рабочая тетрадь по Биологии 7 класс Захаров Сонин / §16. Отдел Покрытосеменные (Цветковые) растения.

§16. Отдел Покрытосеменные (Цветковые) растения.

45) Перечислите основные признаки, характерные для покрытосеменных растений.

 

1) Наличие цветков и семян, заключенных в плод;

2) Семенная кожура и околоплодник защищают зародыш от неблагоприятных воздействий и обеспечивают его питательными веществами;

3) Тело разделено на органы: корень, стебель лист;

4) Более развита проводящая система, усложнено и совершенствовано строение тканей;

5) Опыление происходит при помощи насекомых и за счет распространения животными семян плодов;

6) Обладают внутренним оплодотворением;

7) Имеют интенсивный обмен веществ;

8) Существуют во всех трех жизненных формах;

9) Диплоидны.

 

46) Рассмотрите рисунки. Напишите названия изображенных жизненных форм растений, обозначенных цифрами.

 

1) Трава

2) Дерево

3) Кустарник

4) Кустарник

5) Трава

 

47) Рассмотрите рисунки. Какими цифрами обозначены части растений классов Двудольные и Однодольные? Впишите цифры в соответвтующие строки.

 

Однодольные: 1, 3, 5
Двудольные: 2, 4, 6

 

48) Выполните лабораторную работу «Строение шиповника».
1) Рассмотрите шиповник и опишите его внешний вид.

 

Шиповник представляет собой колючий кустарник с ветвями, покрытыми шипами. Цветки обычно одиночные, иногда по 2-3 штуки, крупные, диаметром около 3-7 см, 5-лепестные, розового или бледно-пурпурного цвета. Плоды шаровидные, сжато-шаровидные, яйцевидные или эллиптические, диаметром 1-1,5 см, гладкие, оранжевого или ярко-красного цвета.

 

2) Рассмотрите листья шиповника: как они расположены на стебле, какое имеют жилкование. Листья у шиповника простые или сложные?

 

Листья длиной 4-9 см, расположенные на побеге спирально, длинночерешковые, непарноперистые, с парными прилистниками, сросшимися с черешком или редко сросшимися. Листья шиповника сложные с перистым жилкованием.

 

Сделайте рисунок.

 

 

3) Рассмотрите цветок шиповника. Опишите его. Подсчитайте и запишите число лепестков венчика, чашелистиков чашечки.

 

Ярко розовый. 5 чашелистиков и 5 лепестков венчика.

 

4) Рассмотрите и зарисуйте тычинки и пестики.

 

 

5) Рассмотрите внешний вид плода. Разрежьте его и рассмотрите внутреннее строение. Найдите плоды-орешки. Сделайте рисунки.

 

 

49) Выполните лабораторную работу «Строение пшеницы».
1) Рассмотрите стебель пшеницы. Разрежьте его вдоль и изучите внутреннее строение. Сделайте рисунок.

 

 

2) Рассмотрите листья пшеницы. Как они соединены со стеблем? Какое имеют жилкование?

 

Жилкование параллельное,листья без черешка,

 

Сделайте рисунок

 

 

3) Рассмотрите особенности строения корневой системы пшеницы. К какому типу корневых систем она относится?

 

Корневая система мочковая

 

4) Рассмотрите соцветие пшеницы. Как оно называется? С помощью лупы рассмотрите цветок. Найдите тычинки и пестики. Сосчитайте их. Сделайте рисунок соцветия и цветка.

 

3 пестика и тычинки

 

5) Рассмотрите плод. Как он называется? Опишите его внешний вид. Сделайте рисунок.

 

1 - околоплодник сросшийся с кожурой

2 - эндосперм

3 - алейроновы слой

4 - зародыш

5 - корешок

6 - почечка

7 - стебелек

8 - щиток

9 - конус нарастания

 

50) Изучите таблицу «Основные семейства покрытосеменных растений». Рассмотрите рисунки на с. 47. Напишите названия изображенных растений и семейств, к которым они относятся.

 

1) Тюльпан (лилейные);

2) Цветная капуста (крестоцветные);

3) Фасоль (бобовые);

4) Вишня (розоцветные);

5) Земляника (розоцветные);

6) Томат (пасленовые);

7) Клевер (бобовые);

8) Василек (сложноцветные);

9) Астра (сложноцветные);

10) Паслен (пасленовые);

11) Овес (злаковые).

 

51) Рассмотрите цветок и плод гороха. Опишите его строение и сделайте рисунок.

 

Строение цветка: цветоножка, цветоложе, чашелистик, лепесток, тычинка, пестик.
Горох представлен стручком. Стручок – это сухой многосемянный плод с длинной тонкой перегородкой, разделяющей его полость на две камеры. Семена прикрепляются к перегородке. При созревании створки плода начинают раскрываться снизу.

 

52) Запишите формулу цветка.

 

Ч5-0 Л5 Т5 П1

 

53) На рисунке подчеркните цветки растений, которые относятся к семейству бобовых.

 

 

54) Каково строение вегетативных органов злаковых растений? Сделайте рисунок листа. Перечислите представителей семейства злаков. Какими общими признаками они обладают?

 

1 - листовая пластинка

2 - ушки

3 - листовые влагалища

4 - язычок

Рожь, костер, пшеница, ячмень, маис. Параллельное жилкование, цветок с трехлучевой симметрией, плод зерновка. 3 лепестка, 3 тычинки и 1 пестик

 

55) Каково строение цветка тюльпана? Сделайте рисунок. Какими общими признаками обладают растения семейства лилейных?

 

 Плод – коробочка или ягода. Луковица (подземный побег). Листья цельные

 

56) Рассмотрите цветок и плод дикой редьки. Опишите его строение, сделайте рисунок.

 

Цветки обычно с желтыми, реже белыми или пурпурными лепестками, собраны на верхушках главного или боковых побегов в соцветия – кисти. Плод – плотный стручок длиной 4-8 см и диаметром 0,5 см.

 

57) Запишите формулу цветка дикой редьки.

 

Ч4 Л4 Т2+4 П1

 

58) Рассмотрите цветок и плод картофеля. Опишите его строение, сделайте рисунок.

1 - цветки

2 - плоды

3 - семена

 

59) Запишите формулу цветка картофеля. Напишите названия других видов растений, цветки которых имеют такую же формулу.

 

Ч(5) Л(5) Т5 П1

Паслен черный, томат