§37. Опорно-двигательная система

1) Докажите, что оболочка клетки является первой опорно-двигательной системой. 

 

Оболочка не только отграничила содержимое клетки от внешней среды, но и позволила ему повысить скорость перемещения за счет жгутиков и ресничек.

 

2) Можно ли утверждать, что покровы червей выполняют опорную функцию? Объясните свою точку зрения. 

 

Нет, так как если из червя убрать все внутри, всю воду, форма тела червя пропадет

 

3) Докажите, что хитиновый панцирь помог членистоногим занять разные среды обитания. 

 

К хитиновому панцирю членистоногих прикрепляются мышцы, что обеспечивает передвижение животных (бег, прыжки, полет) и возможность быстро расселяться.

 

4) Как называется подвижное соединение костей? 

 

Сустав

 

5) Вспомните, у каких животных впервые появилась хорда? 

 

Ланцетник. 

 

Дайте, определения понятий. 

 

Хорда – внутренний упругий стержень. 
Позвонок – составляющий элемент позвоночного столба. 
Крестец – крупная треугольной формы кость, расположенная в основании позвоночника, образует верхнюю заднюю часть полости таза, подобно клину располагаясь между двумя тазовыми костями.

 

6) Рассмотрите рисунок позвонка. Подпишите части позвонка.

 

1-  позвонок
2 – верхние дуги 
3 – нижние дуги 
4 – канал спинного мозга.

 

7) Предположите, как водно-наземный образ жизни повлиял на строение скелета земноводных.

 

Легочно-кожное дыхание, появляются пятипалые конечности

 

8) Почему пресмыкающимся необходима подвижность головы? 

 

Для лучшего ориентирования в пространстве

 

9) Почему у птиц должны быть легкие кости? 

 

Чтобы можно было быстро и свободно летать

 

10) Из перечисленных частей скелета выберите относящиеся к скелету передних конечностей (А) и к скелету задних конечностей (Б). 
Части скелета: 
1. Бедро. 
2. Плечо. 
3. Голень. 
4. Кисть. 
5. Предплечье. 

 

Ответ: 
А – 2, 4, 5. 
Б – 1, 3.

 

11) Вспомните, у каких животных и в связи с чем появилась грудина и грудная клетка. 

 

Грудина и грудная клетка впервые появилась у пресмыкающихся. Эти части скелета защищают сердце и легкие и обеспечивают лучшее поступление в легкие кислорода.

 

12) Вспомните, почему змеи могут заглатывать крупную добычу. 

 

У змей большие подвижные челюсти

 

13) Внимательно прочитайте § 37, рассмотрите рисунки и составьте схемы, показывающие структуры скелетов земноводных и пресмыкающихся. Сравните их осевые скелеты и выявите отличия.

 

Отличия: у пресмыкающихся появились новые отделы позвоночника

 

14) Рассмотрите рисунок 152 учебника (с.198). Составьте схему скелета млекопитающих.

 

 

15) Выявите, в чем заключается усложнение строения скелета млекопитающих в сравнении со скелетом земноводных. 

 

У земноводных семь шейных позвонков. А у млекопитающих есть ребра, у земноводных - нет