§17. Отряды насекомых

Стрекозы, Вши, Жуки, Клопы

1) Изучив текст параграфа, сделайте вывод о том, какие особенности внешнего строения стрекоз позволяют им хорошо ориентироваться в пространстве. 

 

Сложные глаза, две пары крыльев

 

2) Чем питаются стрекозы и их личинки? Можно ли их назвать хищниками? 

 

Комарами и другими мелкими насекомыми. Да, можно

 

3) Назовите изменения у вшей, произошедшие с паразитическим образом жизни.

 

У них нет крылев, они их утратили при переходе к паразитическому образу

 

4) Как вы считаете, почему самки вшей откладывают так много яиц? 

 

Многие погибают

 

5) Объясните, почему в годы войны для борьбы со вшами людей стригли наголо и проводили термическую обработку одежды.

 

Чтобы вшей не было, так как вши живут только в волосах 

 

6) Объясните второе название отряда Жуки, исходя из особенностей их внешнего строения. 

 

Первая пара крыльев у жуков превратилась в жёсткие надкрылья, откуда и второе название – Жесткокрылые.

 

7) Предположите, почему разные жуки имеют разную окраску надкрыльев. 

 

Окраска зависит от среды обитания

 

8) В чем отличие ротового аппарата вшей и жуков? 

 

У вшей сосущий тип ротового аппарата, у жуков – грызущий.

 

9) Объясните, что означает выражение: «Развитие организма идет без полного превращения». 

 

Организм полностью не превращается во взрослое насекомое

 

10) Правильно ли составлена схема развития с полным превращением? (Если надо, исправьте.) 

 

 

11) Изучив текст параграфа, сделайте вывод о том, какие особенности внешнего и внутреннего строения жуков позволили им освоить все среды жизни. 

 

Окраска, крылья

 

12) Соотнесите приведенных насекомых и их значение. 
Значение: 
1. Помогает в борьбе с непарным шелкопрядом. 
2. Зарывает навоз в почву. 
3. Уничтожает вредителей растений. 
Насекомые: 
А. – божья коровка. 
Б. – жук-красотел. 
В. – жук-навозник. 

 

1 – Б,

2. – В,

3. – А.

 

13) Рассмотрите жуков, изображённых на рисунке 57 учебника (с. 73). Каких из этих жуков вы наблюдали в вашей местности? Напишите, где они встречаются (в поле, в лесу, у водоема и т.д.)

 

 

14) Из перечисленных признаков выберите отдельно характеризующие клопов и характеризующие жуков. 

А. передние крылья превратились в жесткие надкрылья; 
Б. передние крылья только наполовину состоят из твердого хитина, а другая часть крыльев – перепончатая; 
В. колюще-сосущий ротовой аппарат; 
Г. грызущий ротовой аппарат; 
Д. пища весьма разнообразна; 
Е. питаются соком растений или кровью животных; 
Ж. окраска тела яркая, или защитная, или черная, или бурая; 
З. окраска тела чаще яркая, заметная; 
И. развитие с превращением; 
К. развитие без превращения. 

 

Для жуков характерно: А, Г, Д, Ж, И. 
Для клопов характерно: Б, В, Е, З, К.

 

15) Рассмотрите рисунки. Подпишите под ними названия клопов. Укажите номера рисунков, изображающие клопов, которые: 

 

1. Являются вредителями зерновых культур – вредная черепашка. (3)
2. Являются паразитами человека, зверей и птиц – клоп постельный. (4)
3. Скользят по поверхности воды, как на коньках – водомерка. (2)
4. Обитают в толще воды – гладыш.(1)