Главная / 6 класс / Рабочая тетрадь по биологии 6 класс Пономарева И.Н., Корнилова О.А.. / Подведём итоги. Что вы узнали из материалов главы 5 "Природные сообщества"?

Подведём итоги. Что вы узнали из материалов главы 5 "Природные сообщества"?

1) Отметьте знаком «+» номера правильных утверждений.

 

1) Растительные сообщества – природная совокупность растений.

2) Растительное сообщество – это часть биогеоценоза.

3) Первый ярус в сообществе всюду представлен деревьями.

4) Высота растений – важная характеристика каждого яруса.

5) Растения разных ярусов живут в неодинаковых условиях.

6) Многообразие природных сообществ образует растительный покров Земли.

7) Природное сообщество – живая система (биосистема).

9) Городской парк называют агроценозом. 

11) Болота и луга – естественные растительные сообщества.

12) Поле и сад – это агроценозы.

14) Растительный покров состоит из растительных сообществ.

 

2) Ответьте на вопросы. Могут ли природные сообщества существовать без животных?

 

Нет.

 

Почему считают, что большое количество видов в природном сообществе обеспечивает его устойчивость?

 

Есть несколько источников пищи, и в случае вымирания какого-либо вида будет альтернатива.

 

3) Отметьте знаком «+» правильный ответ.  Совокупность разных видов растений в природных сообществах называют:

 

б) фитоценозом

 

Природным сообществам дают названия:

 

в) самым многочисленным видам в сообществе

 

Осенне-зимние задания*

Дневник наблюдений за сезонными изменениями 
в природе (сентябрь – декабрь)

Природа осенью

1) Проведите наблюдения за состоянием травянистых растений, кустарников, деревьев. Обратите внимание на цвет листьев, побегов.

2) Зарисуйте отдельные растения, подпишите их названия, раскрасьте в соответствии с увиденным.

 

 

Листья растений

1) Соберите опавшие листья различных растений.

2) Расправьте и просушите их (под грузом).

3) Подготовьте коллекцию листьев, подпишите названия растений.

Экскурсия

Дата проведения: 1 декабря
Тема: зимний парк.
Цель: выяснить, как выглядят растения зимой.

 

Вывод: зимой листья с деревьев и кустарников опадают, травы пережидают зиму под покровом снега. Травы, которые остались над ним увядают, темнеют, стебли не держат цветки.

 

Зимне-весенние задания*

Дневник наблюдений за сезонными изменениями 
в природе (январь – март)

 

Месяц

Числа месяца по декадам

Продолжи-тельность светового дня (средняя по декадам), ч, мин

Темпера-тура воздуха (средняя по декадам),

Тип осадков (по декадам)

Внешние изменения у растений

Январь

1–10

8

-19

Снег

В покое

11–20

8

-25

Снег

В покое

21–31

9

-16

Снег

В покое

Февраль

1–10

9

-20

Снег

В покое

11–20

10

-17

Снег

В покое

21–28(29)

10

-6

Снег

В покое

Март

1–10

11

-3

Снег

Начинают оттаивать

11–20

11

5

Дождь

Начинают оттаивать

21–31

12

15

Дождь

Появилась зелёная трава

Вывод: ближе к весне температура становится выше, а длина светового дня дольше. Это является сигналом для растений: они выходят из покоя.

 

Наблюдения за срезанными побегами

1) В начале января срежьте побег (ветку) тополя (берёзы, липы, ивы). Поставьте в сосуд с водой.

2) Наблюдайте за побегом в течение 7–10 суток.

3) Проведите наблюдение за побегом, срезанным в начале марта.

4) Запишите наблюдения в таблицу, выполните рисунки.

5) Сравните результаты наблюдений и сделайте вывод.

 

 

Весенне-летние задания*

Дневник наблюдений за сезонными изменениями 
в природе (апрель – июнь)

1) Проведите наблюдения в апреле – июне за растениями лиственного, хвойного или смешанного леса, парка, луга, степи, болота (две-три природные среды по выбору).

2) Результаты наблюдений запишите в таблицу.

 

Природная среда (экосистема)

Название и сроки появ-ления травянистых цветущих растений

Количество найденных видов вечно-зелёных рас-тений (трав, деревьев, кустарников)

Начало цветения деревьев, кустарников. Названия этих растений

Способы опыления растений

Лиственный, хвойный или смешанный лес

Март

8

Конец апреля: ольха, верба

Ветром

Болото

Март

2

Апрель: пушица

Ветром

Степь

Апрель

1

Конец марта: ирис, ландыш

Насекомыми

Луг

Апрель

6

Апрель: первоцвет

Насекомыми

Парк

Март

3

Апрель: одуванчик; конец апреля: яблоня

Насекомыми и ветром

Вывод: Первыми зацветают ольха и верба в лиственном лесу. Больше цветущих растений в степи. Опыление умногих первоцветов происходит при помощи ветра.

 

Летние задания*

Дневник наблюдений за сезонными изменениями 
в природе (июнь – август)

Многообразие растительного мира

1) Присмотритесь к растениям, которые вас окружают в городе или в сельской местности. Какие это растения?

2) Изучите видовой состав растений, в том числе деревьев, кустарников, трав.

3) Какие растения цветут, какие у них цветки и плоды, как происходит опыление?

4) Составьте краткой описание результатов наблюдений.

 

Дата

Результаты наблюдений

1.06

Одуванчик: цветок корзинка, плод крылатая семянка

2.06

Яблоня: цветок зонтик, плод яблоко

3.06

Берёза: цветок сережка, плод орешек

4.06

Клен: цветок зонтик, плод двукрылатка

5.06

Вишня: цветок зонтик, плод костянка

7.06

Шиповник: цветок щиток, плод многоорешек

8.06

Чистотел: цветок зонтик, плод коробочка

9.06

Ирис: цветок одиночный, плод коробочка

10.06

Клубника: цветок щиток, плод орешек

11.06

Василек: цветок корзинка, плод семянка

12.06

Астра: цветок корзинка, плод семянка

13.06

Первоцвет: цветок зонтик, плод коробочка

14.06

Роза: цветок щиток

17.06

Ромашка: цветок корзинка, плод семянка

18.06

Тысячелистник: цветок корзинка, плод семянка

19.06

Фиалка: цветок одиночный, плод коробочка

20.06

Герань: цветок зонтик, плод ягода

21.06

Колокольчик: цветок метелка, плод коробочка

22.06

Лилия: цветок метелка, плод коробочка

23.06

Лук: цветок зонтик, плод коробочка

 

Разнообразие трав

1) Обратите внимание на травянистые растения, растущие около вашего дома. Они однолетние или многолетние?

Многолетние.

2) Как размножаются травянистые растения и что этому способствует?

3) Составьте краткое описание результатов наблюдений.

 

Дата

Результаты наблюдений

1.06

Одуванчик:

2.06

Мать и мачеха:

3.06

Чистотел:

4.06

Подорожник:

5.06

Ромашка:

7.06

Ковыль:

8.06

Полынь:

9.06

Первоцвет:

10.06

Пырей:

11.06

Лебеда:

12.06

Щирица:

13.06

Лютик:

14.06

Клевер:

17.06

Чертополох:

18.06

Мать-и-мачеха:

19.06

Крапива:

20.06

Василек:

21.06

Амброзия:

22.06

Тысячелистник:

23.06

Лютик:

 

Споровые растения

 

Будучи за городом, в лесу или в другом природном сообществе, отправляясь за ягодами, грибами или просто на отдых, обратите внимание на споровые растения.
Посмотрите, как разнообразны и красивые зелёные мхи. Выберите один-два побега каждого вида. Сделайте из них коллекцию мхов для себя или для школы.