1) Рассмотрите рисунок.
Выпишите цифры, которыми обозначены простые листья: 1, 2, 4, 6, 8.
Выпишите цифры, которыми обозначены сложные листья: 3, 5, 6, 7.
* 2) Выполните лабораторную работу
Тема: «Внешнее строение листа».
Цель работы: Изучить внешнее строение простых и сложных листьев.
Материалы
1. Комнатные растения: пеларгония, традесканция.
2. Гербарные экземпляры листьев: шиповника, рябины, дуба, сирени.
Ход работы
1) Рассмотрите зелёный лист пеларгонии. Найдите части листа. Зарисуйте в тетради лист и надпишите названия частей.
2) Рассмотрите жилки на листовой пластинке пеларгонии. Сравните их с жилками листа традесканции и отметьте, в чем различия.
3) Рассмотрите в гербарии листья рябины, шиповника, дуба, сирени. Найдите среди них простые и сложные листья.
4) Сделайте вывод о различии строения простых и сложных листьев.
5)Запишите результату в таблицу.
Растения с простыми листьями Растения со сложными листями Пеларгония Традесканция Дуб Шиповник Сирень Ряина Вывод:
Простые листья имеют одну листовую пластинку, а сложные – две и более.
3) Рассмотрите рисунок части поперечного среза листа. Расскажите о строении устьица. Напишите названия частей устьица и клеток листа, обозначенных цифрами. Кратко перечислите их функции.
1 – клетка листа
2 – клетка устьица
3 – замыкающая клетка
4 – дыхательная полость
5 – устьичная полость
4) Заполните пропуски в тексте. Допишите предложения.
1) Основной функцией листа является образование органических веществ из неорганических.
2) Процесс испарения воды листьями осуществляется через устьица.
3) Через устьица в воздух выделяется кислород и удаляется углекислый газ. Этот процесс называется дыхание.
4) Удаление ненужных веществ у растений осуществляется осенью благодаря листопаду.
5) Назовите видоизменения листьев, изображенных на рисунке.
1 – чешуевидные листья
2 – колючки
3 – усики
4 - ловчий аппарат
5 - острые иглы