1) Прочитайте в тексте 3 учебника о важнейших признаках живых организмов. Докажите, что автомобиль неживой объект. Приведите не менее трех аргументов.

 

1) Автомобиль не дышит

2) Автомобиль не имеет клеточного строения

3) Автомобиль не растет

 

2) Прочитайте текст и установите, о представителях какого царства живой природы идет в нем речь

Они очень малы, даже трудно представить себе их действительные размеры. Их можно различить только в мощный микроскоп, увеличивающий в тысячи раз. Они проникают всюду, в бесчисленном множестве населяют почву. Воду, наземно-воздушную среду, другие организмы.

 

Это представители царства Бактерии.

 

3) Установите соответствие между царствами живой природы и их характерными особенностями.

ЦАРСТВА

Растения 2, 5, 9

Животные 3, 4, 7

Грибы 3, 5, 9

Бактерии 1, 6, 8, 10

 

ХАРАКТЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ

1) Наиболее благоприятная среда жизни – почва. 2) Создают органические вещества. 3) Потребляют органические вещества. 4) Активно передвигаются в пространстве. 5) Растут всю жизнь. 6) Могут обитать в экстремальных условиях. 7) Рост ограничен. 8) Могут быть причиной опасных заболеваний. 9) Не передвигаются активно в пространстве. 10) Обитают повсюду.

Какие признаки сближают грибы с растениями? 

 

9, 5

 

Какие признаки сближают грибы с животными? 

 

3

 

4) Прочитайте отрывок из книги В. В. Бианки «Лесная газета» Ответьте на вопросы.

Пруды уже начали затягиваться ряской. Некоторые говорят: тиной. Но тина тиной, а ряска ряской. На других ряска не похожа. Маленький корешок и плавучая зеленая лепешечка с продолговатыми выступами. Эти выступы - лепешка-стебелек и лепешки-веточки. Листьев у ряски нет. А вот цветы иногда появляются, но это случается очень, очень редко. Не нужны ряске цветы. Она размножается просто и быстро. Отломится от стебелька-лепешки лепешка-веточка - вот и стало из одного растения два.

К какому царству относят описанный живой организм - ряску?

 

Растения

 

К какому типу или отделу относят ряску?

 

покрытосеменные

 

Напишите признаки, по которым вы определили систематическое положение ряски?

 

Появление цветков, наличие корешка и стебелька

 

5) Прочитайте описание представителей отделов Покрытосеменных и Голосеменных на рисунке 1.3 учебника. Выявите основные признаки, по которым ученые-систематики различают данные растения.

 

Голосеменные – семена лежат долго, цветка нет.

Покрытосеменные – есть цветок, семена находятся в плоде.

 

6) Прочитайте в тексте 5 учебника о деятельности человека как экологическом факторе. Приведите примеры из личного опыта:

Положительного влияния человека на живую природу:

 

Проведение мероприятий по сохранению и восстановлению охотничьих и промысловых животных.

 

Отрицательного влияния человека на живую природу:

 

Загрязнение воздуха, почв, браконьерство, вырубка лесов, распашка степей и многое другое.

 

7) Прочитайте текст и установите, о каком экологическом факторе в нем идет речь.

 

Восходы и заходы Солнца, изменения длительности дня и ночи определяют ритм жизни животных и растений, влияют на их суточную активность, стимулируют сезонные изменения в природе.

Данный экологический фактор также нужен большинству животных для ориентации в пространстве.

Экологический фактор: продолжительность светового дня.

 

8) Прочитайте фрагмент из рассказа С. Ф. Стариковича. Установите, об организме какого вида идет речь.

"Узнать, где спина и живот, не трудно: спина выпуклее и как бы загорелее плоского животика. Голову найти тоже легко - она остренькая и всегда темнее хвоста. В противовес ей светлый задний конец тела закруглен, лопатообразен, хотя эта лопата по прямому назначению не используется - ходы прокладываются головой. Заострив голову, землепроходец вонзает ее в почву. Потом, натужив мышцы, раздувает головушку, и она отодвигает комочки почвы. Если в плотной земле голова разламывается от натуги, приходится брать горлом - выедать себе квартиру... Тело покрывается обильной слизью, которая служит превосходной смазкой для протискивания сквозь землю".

 

Вид организма – Дождевой червь.

Среда обитания – Почва.

 

9) Прочитайте текст и установите, о какой жизненной форме растений идет речь.

В тропическом лесу повсюду видны лазающие растения. Они обвиваются вокруг стволов, свешиваются с ветвей, перекидываются с дерева на дерево, ползут по земле или лежат на ней спутанными клубками.

 

Жизненная форма растений – Лиана.

 

Приведите примеры комнатных растений с такой же жизненной формой.

 

Эсхинантус, тредесканция, дихондра, ампельная петуния.

 

10) Прочитайте текст и установите, о каком природном сообществе в нем идет речь

Здесь деревья, кустарники и травы собраны не случайно. Они расположены этажами, что обеспечивает полное использование потока света. В отличие от окружающих открытых мест, в этом природном сообществе складывается равномерный мягкий климат.

 

Природное сообщество – Лес.

 

11) Прочитайте пословицы и поговорки и объясните их смысл.

 

Лес и вода – брат и сестра.

Леса играют большую роль в круговороте воды, а вода, в свою очередь, необходима для фотосинтеза.

Лес родит реки.

Леса играют большую роль в круговороте воды

Леса хранят воду.

Лес действительно является самым надежным собирателем и хранителем воды в природе.

 

12) Прочитайте текст о болоте.

Болото - участок земной поверхности, постоянно или большую часть года насыщенный водой и покрытый особой болотной растительностью. Она характеризуется накоплением мертвых неразложившихся растительных остатков, со временем превращающихся в торф.

Болота возникают при зарастании озер, в результате переувлажнения почвы, при неглубоком залегании грунтовых вод и т.д.

Какие экологические факторы определяют особенности среды обитания на болоте?

 

Высокая влажность, скопления мертвых растительных остатков.

 

Какие приспособления сформировались у живых организмов болот к каждому из этих факторов?

 

Из-за избыточной влаги на болоте нет древесных форм. Многие растения - хищники, т.к. на болотах органические вещества оседают на дне.

 

Спрогнозируйте возможные последствия воздействия человека на болото и его обитателей.

 

Исчезновение флоры и фауны по вине человека может привести к исчезновению болота.